Ряд видных американских бизнесменов и аналитиков заявили, что Запад, вступивший в политическую конфронтацию с Россией из-за признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, не обладает жёсткими экономическими рычагами воздействия на Россию, а само противостояние не отвечает интересам Вашингтона.
На фоне воинственных заявлений многих американских политиков в экспертной и бизнес-среде звучат призывы снизить градус противостояния с Россией, не адекватного реальной картине и не отвечающего интересам США. Например, вице-президент международного консультационного агентства PBN Company Блэйк Маршалл считает, что экономический эффект подобных санкций для России не будет носить долгосрочного характера, но не лучшим образом отразится на интересах западного бизнеса, сообщает РИА «Новости». По его словам, наихудшие последствия для бизнеса – как российского, так и западного – будет иметь замедление процесса переговоров по вступлению России в ВТО или их прекращение. С ним согласны и российские эксперты. Например, научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин заявил агентству «Интерфакс», что усиление изоляции и неприсоединение к ВТО ослабит конкуренцию российского бизнеса с зарубежным и будет препятствовать переходу экономики на инновационный путь развития.
Однако других способов воздействия на нашу страну, судя по всему, нет. «Никаких реальных экономических рычагов влияния у Запада на Россию нет в условиях зависимости от поставок российского сырья, – заявил РИА «Новости» президент IT-компании Наум Гузик. – Вашингтону нужно некоторое время на то, чтобы остудить эмоции, взвесить свои интересы и понять, что взаимодействие с Россией перевешивает остальные доводы».
Россия владеет примерно половиной мировых запасов ядерного оружия, она крупнейший в мире производитель газа и второй – нефти, влиятельный экспортер современного вооружения и держатель резервов размером $300 млрд, и к тому же занимает место в Совете Безопасности ООН,
напоминает президент Совета по внешним отношениям Ричард Хаасс. «В то время как Запад нуждается в сотрудничестве с Россией во многих областях. Энергетика, ядерная программа Ирана, борьба с исламским экстремизмом — лишь несколько из них. Вашингтону лучше дважды подумать, перед тем как объявлять о разрыве отношений с Россией», – предупреждает профессор Университета Джорджтауна Чарлз Купчан. «США не являются основным торговым партнером России (доля оборота между странами менее 4% от внешнеторгового оборота России), поэтому сокращение спроса со стороны США не окажет значимого влияния на российский экспорт в среднесрочной перспективе», – уверен президент дивизиона «Инвестиционный» холдинга «Финам» Дмитрий Серебренников. В то же время в случае ужесточения американской политики отдельные внешнеэкономические сложности у российского бизнеса могут возникнуть.
В первую очередь это касается основы нашего экспорта – углеводородов. «Проникновение «Газпрома» на европейские рынки уже заблокировано новой Газовой директивой ЕС», – отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчёмкин.
Но на строительство газопроводов возможные санкции неизбежно повлияют.
По мнению эксперта, санкции усложнят процесс получения разрешений на строительство Северного и Южного потоков в Балтийском и Чёрном морях. В результате поддерживаемый американцами газопровод «Набукко» может обогнать черноморские проекты «Газпрома». К тому же обострение ситуации на Кавказе осложнит переговоры «Газпрома» о своповых (обменных) операциях с азербайджанским газом. «Эти операции выгодны Азербайджану только на период до ввода в строй «Набукко», после чего маршрут через Россию отпадет по экономическим соображениям», – предупреждает Корчёмкин.
Теоретически, могут возникнуть проблемы и у российских металлургических гигантов, в последнее время покупавших активы в США. Это относится к «Норильскому никелю», приобретшему за $400 млн никелевые активы американской OM Group, «Евразу», владеющему американскими производителями проката Oregon Steel Mills и Claymont Steel (почти $3 млрд инвестиций). А «Северсталь» буквально на днях достигла договорённости о приобретении за $1,3 млрд активов американской угольной компании PBS Coals Corporation.
Сейчас российские металлурги во главе с «Северсталью» и «Евразом» уже заняли более 9% стального рынка США.
Впрочем, если эти компании выполняют все требования местного законодательства, то претензии к ним предъявить сложно, считает руководитель аналитического департамента «Совлинк» Михаил Армяков. «Но если какая-то российская компания захочет приобрести активы в США, сделать это будет труднее, чем раньше», — опасается он.
В финансовой сфере в краткосрочной перспективе возможно дальнейшее снижение российского фондового рынка, трудности с продвижением облигаций на западных рынках и ограничение доступа российских банков и компаний к иностранному капиталу, ожидает Блэйк Маршал из PBN Company.
Скажется обострение отношений с Западом и на оттоке капитала из России.
Правда, это будут главным образом деньги спекулянтов, а стратегические инвесторы останутся, ожидают западные и российские аналитики. «В целом, угрозы в основном связаны с оттоком спекулятивного капитала, – указывает Серебренников. – Стратегические инвестиции продолжат поступать в страну, а ограничения по покупке активов даже позитивны – будет повод заняться развитием бизнеса внутри страны». «Инвесторы, которые уже пришли в Россию, останутся там несмотря на ухудшения политического фона. Новым инвесторам, теперь, конечно, потребуется время на то, чтобы обдумать, с чем и для чего они идут в Россию, – заявил Маршалл РИА «Новости». – Но я надеюсь, что это будет кратковременный эффект».
Дело в том, что инвесторы обращают внимание не только на политические риски. «Полное исчезновение иностранного капитала с российского рынка просто невозможно в силу стремления многих зарубежных игроков зарабатывать деньги на растущем рынке, каковым, бесспорно, является Россия», – считает генеральный директор УК «ИСТ КОММЕРЦ — Управление активами» Дмитрий Сачин. Не пострадает и кредитный рейтинг России. Кредитный аналитик Moody's Джонатан Шиффер заявил, что агентство не собирается его понижать. Как сообщает агентство Reuters, Шиффер подчеркнул, что Россия держит около $600 млрд в валютных резервах и имеет менее $45 млрд госдолга. «Такие числа значат намного больше, чем то, что случилось в Грузии, для определения кредитного рейтинга. Судя по всему, у них не будет больших проблем», – заявил он.
Многие эксперты уверены, что возможные американские санкции вряд ли будут поддержаны их европейскими союзниками. «Очень непросто разорвать торгово-экономические отношения, сложившиеся за последние годы между Россией и Европой. В конце концов, даже в годы самой жестокой «холодной войны» Европа продолжала покупать наши энергоносители, — замечает Армяков. — Не стоить забывать о том, что экономика Еврозоны замедляется в настоящий момент, поэтому потеря такого рынка, как российский, сейчас совсем не желательна».
Таким образом, аналитики сходятся во мнении, что заметного ухудшения экономического положения России из-за политических разногласий с Западом не произойдёт. «Обострение конфликта на Кавказе пока не влияет на фундаментальные показатели экономического сотрудничества России с остальным миром. Россия остается важнейшим поставщиком энергоносителей для европейских стран и становится важнейшим рынком сбыта товаров и услуг для европейских и американских компаний», — замечает вице-президент УК «КапиталЪ» Дмитрий Богданов. «Можно предположить, что США ограничатся резкими заявлениями, но без каких-то экономических санкций», – прогнозирует Серебренников. «Мы полагаем, что трения с США не окажут фатального влияния на российскую экономику», – заключает Сачин.