Парламент начал работу над проектом бюджета на 2009 год и планом на 2010–2011 годы, внесенным правительством России. Документ находится в Думе всего второй день, и, как признаются сами депутаты, его пока еще размножают для ознакомления, так что изучить все цифры еще не успели. Однако общее впечатление от документа, который определит финансовую жизнь страны на следующий год, у многих уже сложилось.
Новый бюджетный год будет отличаться от 2008 года повышением расходов. Они запланированы в размере 9,03 трлн рублей (на 2010 год — 10,3 трлн руб., на 2011 год — 11,3 трлн руб.), что на 28,5% больше, чем по плану предусматривалось в 2008 году (7,02 трлн рублей, на практике окажется предположительно 7,4 трлн рублей). В сравнении с ВВП это 17,5% (17,4% и 16,7% в последующие два года соответственно), тогда как в 2008 году — 16,6%. Увеличение государственных трат происходит по таким статьям, как ЖКХ (на 68% до 1 трлн руб.), здравоохранение, культура и спорт (на 59% до 366 млрд руб.), «общегосударственные расходы» (51% до 1,3 трлн руб.), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (31,3% до 1,08 трлн руб.).
«Это бюджет инвестиционный. Он предлагает больше ресурсов направлять в реальный сектор экономики.
В том числе через госкорпорации, федерально-целевые программы и федеральные адресные программы», — сказал «Газете.Ru» первый заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме член комитета Госдумы по собственности Максим Рохмистров.
Однако с тем, как правительство предлагает распределять возросшие расходы, согласны не все парламентарии. Так, спикер Верхней палаты лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов недоумевает, почему «при растущих ценах на нефть и увеличении объема Фонда национального благосостояния Минфин намерен в рамках трехлетнего бюджета на 2009–2011 год сократить социальные расходы». Очевидно, он имел в виду такую статью расходов, как «социальная политика», прирост по которой всего 8% (до 298 млрд руб.). Минфин не решается наращивать эти траты более высокими темпами из-за возросшей инфляции. Но Миронов считает эти опасения неубедительными: инфляции больше способствует опережающий «рост тарифов на жилищно-коммунальные, транспортные и иные монопольные услуги», заявил он агентству «Интерфакс». К тому же суммарная доля трат на содержание госаппарата и на капитализацию институтов развития существенно выше.
«Те же госкорпорации, перенасыщенные бюджетными деньгами, еще не успели внести свою лепту в экономический рост страны, однако уже заметно подтолкнули инфляцию вверх»,
— говорит спикер Совета федерации.
«Рост расходов по основным социальным направлениям — здравоохранению, образованию, — 25%», — не соглашается председатель комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров. «Это бюджет социально-инвестиционный», — считает он. Правда, по его словам, при том росте расходов на науку и инновации, который заложен в бюджет, необходимо одновременно принимать ряд мер для развития рынка инноваций.
«В России нет рынка инноваций — 0,3% нематериальных активов в общем обороте это не рынок. У нас даже нет института их регистрации. Получается, что даже созданные при помощи прямых госвложений продукты увозятся за рубеж, регистрируются там, а затем возвращаются в Россию», — говорит Федоров.
Фракция ЛДПР, в свою очередь, хотела бы увеличить расходы по отдельным ФЦП. «Мы подали ряд предложений по конкретным объектам — дорогам, школам, больницам. Наши депутаты в регионах заручились по ним поддержкой местных властей. Субъекты готовы добавить денег, строители готовы их осваивать», — отметил Рохмистров.
На этом фоне особенное возмущение у парламентариев вызывают отложенные государством деньги. «Есть также вопрос по поводу того, что Минфин продолжает направлять средства, вырученные от экспорта углеводородного сырья, на поддержание экономики иностранных государств. Почему бы эти деньги не инвестировать в развитие инфраструктуры детства, модернизацию образования и здравоохранение?» — спрашивает Миронов.
«Мы поставим вопрос о недопустимо высоком профиците бюджета», — пообещал Рохмистров. Прогнозный профицит указан в размере 1,9 трлн рублей. «Но с учетом нераспределенных остатков с 2008 года он почти равен расходам», — рассчитал депутат.
Не ушел от внимания депутатов и вопрос инфляции. Ее прогнозный уровень на 2009 год — 8,5%. Такой же уровень, к слову, закладывался и на 2008 год. Однако, как считают экономические эксперты, выйти на этот показатель будет практически невозможно, растущие госрасходы будут мешать этому. И депутаты согласны.
«Прогноз по инфляции, конечно, нереалистичен», — говорит депутат-единоросс член комитета Госдумы по бюджету и налогам Наталья Бурыкина. Она не сомневается, что занижение показателя нужно для того, «чтобы был повод в течение года громко увеличить пенсии и социальные выплаты».
Депутаты обязательно зададут этот вопрос, пообещала она.
Впрочем, законотворцы признают, что двузначный прирост цен — это плата, которую нужно отдать за подъем экономики и рост расходов на развитие. «Да, 8,5% — это полный блеф. С другой стороны, у нас весьма большие инвестиции в экономику, и в образование, и в здравоохранение, и в оснащение армии. Все это правильно.
Сейчас основной задачей правительства должная быть не борьба с инфляцией, а обеспечение роста благосостояния граждан и развития экономики. А решение этой задачи, как показывает история, сопровождается двузначной инфляцией.
Но она будет дополняться адекватным потреблению предложением совокупности товаров и услуг», — считает депутат от коммунистической партии заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин.