Человек, доказавший в Конституционном суде, что регистрировать проживание в дачных домиках можно, краснодарец Юрий Шулевка, наконец сумел воспользоваться своим правом. Штампы о регистрации уже стоят в его паспорте и паспортах членов семьи, сообщил он в понедельник агентству «Интерфакс-Юг».
Волокита для Шулевки началась в 2005 году, когда отставной военный из Хабаровска решил перебраться в Краснодар. Он купил дом в садоводческом товариществе «Ветеран» и зарегистрировал там себя, жену и ребенка (по решению Прикубанского суда). Однако тот же суд отказал в праве на регистрацию родителям новосела. А суд кассационной инстанции не только не отменил это решение, но выписал из дома уже троих прописанных ранее жильцов.
Обращение в Конституционный суд должно было поставить точку в этом деле. Но хотя КС и вынес постановление о том, что в регистрации граждан по месту жительства в дачных домах отказывать незаконно, проблемы Шулевки продолжились. «Для того чтобы применить решение Конституционного суда, надо было сначала отменить решение Краснодарского краевого суда, которое было вынесено до моего обращения в КС и запрещало мне регистрироваться в своем доме в садоводческом товариществе «Ветеран», — передает его слова агентство.
Боролась семья в первую очередь за социальные выплаты. Ведь, строго говоря, институт прописки в России ликвидирован. «Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 года N 11 (2-1) было признано, что положения о прописке ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства и должны быть устранены из законодательства», — напоминает партнер TUA GRATIA Владимир Святов. И вместо прописки, которая обязывала гражданина получать от административных органов разрешение на проживание в избранном им месте, ввели институт регистрации. Регистрация имеет специальную роль, отметил КС: «административный учет, носящий уведомительный характер». «Институт регистрации имеет отношение к легализации трудовой миграции. Он позволяет приписать человека к территориальному образованию, чтобы строить на этой основе социальные взаимоотношения — выплачивать пособия, доплаты», — поясняет гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаелян. «Отсутствие же регистрации по месту жительства лишает их (граждан. — «Газета.Ru») возможности реализовать свое конституционное право на социальное обеспечение, включая медицинскую помощь по договорам обязательного медицинского страхования, и пользоваться предоставленными им льготами», — уточняло постановление. «Например, местом регистрации гражданина определяются: место открытия наследства, признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление гражданина умершим, определение органа опеки и попечительства, определение места исполнения денежного обязательства, предъявление иска по месту жительства ответчика, назначение пенсий и пособий, предоставление льгот. То есть вопрос определения места жительства гражданина является для него весьма существенным», — объясняет Святов.
Но полагать, что регистрация граждан в дачных домиках после этого станет массовой, видимо, нет оснований. «Трудовая миграция внутри страны у нас не развита. Чаще всего приезжают из стран СНГ», — отмечает Микаелян. Трудовую миграцию это тоже вряд ли стимулирует — если вы перебираетесь в другой город, то чаще все-таки вы продаете одну квартиру и покупаете новую, а не дачный участок.
Казалось бы, это решение КС может повлиять на рынок недвижимости. Например, тем, кому не хватает денег на квартиру в Москве, может быть по карману участок с домиком. Однако и в эту возможность эксперты не верят. «Влияния ни на цены, ни на строительство недвижимости это не окажет. В Москве ни дачных домиков, ни дачных участков нет. А несколько миллионов рублей на домик в Подмосковье тоже не у многих найдутся. Не говоря уже о том, что Подмосковье — другой субъект федерации, с отдельной экономикой и своими соцвыплатами, которые до московских пока не дотягивают», — считает Микаелян.