Акции рублевых биржевых фондов начнут торговаться в Японии. Об этом в среду официально сообщила вторая по величине фондовая площадка страны — Осакская биржа. Старт торгов намечен на 12 сентября. Это будет первый инструмент в Японии, привязанный к рублю.
Валютные биржевые фонды дают инвесторам возможность заработать на разнице курсов и при этом обеспечивают некоторую степень защиты от повышенных рисков. «Продукты на курс рубля против йены, которые запускает Осакская биржа, в теории называются exchange traded currencies. Эти структуры обычно инвестируют либо в валюту как таковую, либо в срочные контракты на неё. При этом они приносят доход не только от движения курса валют относительно друг друга, но и процентный доход, равный доходу от инвестирования в государственные облигации, номинированные либо в домашней, либо в зарубежной валюте, ведь средства не лежат на текущих счетах, а инвестируются в безрисковые активы», — объясняет аналитик УК «Капиталъ» Федор Наумов. Дивиденды, как отмечается в сообщении биржи, можно будет снимать четырежды в год. Размер инвестиций должен быть не менее нескольких десятков тысяч иен (сотен долларов) по текущему курсу.
Наряду с рублевым фондом в Осаке запустят инструменты, привязанные к индийской рупии и бразильскому реалу. Интерес к этим валютам, как и к рублю, диктуется быстрым экономическим ростом стран-эмитентов. А ранее в 2008 году в Осаке уже прошли листинг инвестиционные фонды, привязанные к биржевым индексам России, Китая и ЮАР.
Давно пора было обратить внимание на российский рубль, говорят отечественные аналитики.
«На текущий момент доходность рублевых инструментов и рубля как валюты выглядит гораздо привлекательнее на фоне высокой инфляции и падающих рынков во всем мире.
Достаточно обратить внимание на ставки по банковским депозитам и курс рубля к иностранным валютам в России», — замечает начальник департамента международных отношений и межбанковского бизнеса Русского банка развития Юрий Амвросиев. Жители России еще в прошлом году поняли, что мировые валюты не самые крепкие и доходные инструменты, говорит он, что видно по динамике продаж наличной валюты населением. «Постепенно это понимают и мировые инвестиционные рынки. Рублевые инструменты уже торгуются на Лондонской бирже в виде рублевых еврооблигаций и кредитных нот. Азиатские инвесторы никогда не были в первых рядах при введении инновационных биржевых инструментов, но постепенно очередь дошла и до них», — отмечает Амвросиев.
С точки зрения мировой экономики, запуск подобных инструментов — тревожный знак. «Появление таких фондов — сигнал к тому, что инвесторы в ситуации глобального кризиса ищут «тихие гавани».
Возможно, некоторые из них сочтут таковыми развивающиеся страны, главным образом страны BRIC, и диверсифицируют свои валютные позиции за счёт включения в них рубля», — поясняет Наумов.
Зато для рубля это очень хорошие новости. «Для России это означает, что следом за признанием российских торговых площадок и российского промышленного сектора как пригодного для инвестиций в национальной валюте, пришло признание российского рубля сильной, пока еще региональной, валютой. Данный шаг со стороны одной из крупнейших торговых азиатских и мировых площадок может дать определенный толчок к росту объема инвестиций со стороны стран АТР, а также еще большего укрепления рубля как сильного регионального платежного инструмента», — констатирует Амвросиев.
Решение японцев прибавляет рублю популярности и приближает воплощение идеи российских властей сделать рубль резервной валютой, а Москву — мировым финансовым центром.
«Это выглядит очередным шагом к созданию в России мирового финансово-экономического центра, задуманного правительством», — признает Амвросиев.
С другой стороны, радоваться пока преждевременно. Будет ли пользоваться инструмент вниманием инвесторов, станет ясно только после начала торгов. У российских аналитиков есть на этот счет сомнения. «Желающих заработать на росте рубля и до сих пор было много, но пытались они это делать, ставя на укрепление рубля к бивалютной корзине из долларов и евро. Думается, что ставка на взаимное движение рубля против йены куда менее «аппетитная» и предсказуемая, поэтому такие инструменты не будут пользоваться высокой популярностью», — считает Наумов.