Все граждане, чей отпуск испортило неожиданное банкротство туристического оператора «Детур», получат материальное возмещение своих убытков. Это в пятницу пообещал начальник правового управления Ростуризма Евгений Писаревский. Агентство нашло дополнительные денежные резервы.
До сих пор незадачливые туристы имели надежду поделить лишь 10 млн рублей от страховой компании РОСНО, в которой «Детур» застраховал свою ответственность перед ними.
Такую процедуру предусматривает закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», вернее, поправки в него, сделанные год назад. Они обязали туристические фирмы иметь финансовое обеспечение для выплат компенсации гражданам, не получившим услуг, предусмотренных договором в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности. С 1 июня 2008 года для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размер обеспечения установлен в размере 10 млн рублей.
Таким образом, по закону, клиенты компании «Детур» могут обратиться в страховую компанию с требованием компенсировать им стоимость услуг, перечисленных в договоре, но не оказанных туроператором: оплату номера в отеле, расходы, связанные с переездом до аэропорта. Возмещение морального ущерба закон не предусматривает, но и без этого с самого начала было ясно, что суммы от РОСНО на всех не хватит. Ведь «Детур» отправлял еженедельно порядка 1500 туристов, а путевки распродавались надолго вперед. Представители РОСНО уже предупредили, что после того, как закончатся 10 млн, предусмотренные страховкой, они перестанут принимать заявления от пострадавших.
Но Ростуризм заверяет, что это не так.
«Страховщик не вправе отказать в приеме заявления о выплате страхового возмещения даже в том случае, если общий объем финансовых требований туристов превысил 10 млн рублей. Все заявления туристов подлежат рассмотрению, и на каждое заявление должен быть подготовлен мотивированный ответ», — разъясняет Ростуризм.
Чиновники обещают, что и необходимые деньги найдутся. Дело в том, что путевки «Детура» перепродавали другие туроператоры, у которых тоже должно быть финансовое обеспечение на такой случай. «К покрытию в размере 10 млн рублей, имеющемуся у этого туроператора, добавляются также страховые или банковские гарантии других туркомпаний, которые приобретали у «Детур» наземное обслуживание в Турции или полные турпакеты, перепродавая их своим клиентам. За них данные туркомпании несут ответственность, в том числе и финансовую», — цитирует Писаревского агентство «Интерфакс».
У «Детура» было несколько туроператоров, подтвердили «Газете.Ru» в Ростуризме. «Это несколько компаний, которые нам удалось вычислить»,
— заявил руководитель пресс-службы Ростуризма Владимир Егоров, но назвать их отказался, сославшись на коммерческую тайну. «Туристы вправе предъявлять свои требования не только к страховщику (гаранту) «Детура», но и страховщикам (гарантам) тех туроператоров, с которым они заключали договор о реализации туристского продукта», — объясняют в Ростуризме.
К тому же далеко не все туристы, пострадавшие по вине банкрота, смогут рассчитывать на полную компенсацию, считают в Ростуризме. «Во-первых, большинство обязательств пред туристами, которые возвращаются в Россию, уже оплачено либо «Детуром», либо туроператорами-партнерами «Детура», которые вывозили туристов из Турции в Россию. Во-вторых, по многим турам должна возмещаться не полная стоимость услуг, а лишь их часть, поскольку большая часть услуг уже была туристам оказана», — говорится в сообщении Ростуризма.
Если материальная ответственность распределится между несколькими операторами, то денег должно хватить, полагает замначальника, сотрудник отдела страхования финансовых и профессиональных рисков СК «Ингосстрах» Дмитрий Мелёхин. «Говорить об этом можно будет после того, как будут предъявлены заявления с документальными подтверждениями получения ущерба», — осторожно замечает
директор управления комплексного страхования в туризме СК «Ренессанс-Страхование» Елена Скуратова.