В мае нефтяники пожаловались на рост цен на трубы, из-за которого увеличились их расходы. Впрочем, говорить о прямой зависимости роста издержек нефтегазовых компаний от цен на трубы не приходится. «Хотя в идее есть разумное зерно, мы не думаем, что это отражает полную картину. Трубы — компонент расходов, наиболее чувствительный к цене на сталь, — составляют лишь 15% инвестиций нефтегазовых компаний, поэтому повышение цен на них имеет лишь ограниченное влияние», — отмечают аналитики UniCredit Aton.
Тем не менее металлургам дали месяц для того, чтобы придумать, как сдержать рост цен.
Серди возможных мер в Минпромторговли, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) обсуждались введение экспортных пошлин, отмена пошлин на импорт некоторых сортов стали и переход на долгосрочные контракты.
Однако страшный сон металлургов — экспортные пошлины на сталь — вряд ли станет реальностью, считают эксперты.
Помимо того что само по себе регулирование административными методами противоречит рыночным отношениям, такая мера, как экспортная пошлина, уже успела неоднократно доказать свою неэффективность. Так было в Индии, где в мае этого года ввели пошлины на экспорт металлопродукции. Это не только не помогло снизить цены, но и заставило металлургов отказаться от новых миллиардных проектов. Спустя месяц пошлины пришлось отменить.
Из российских компаний больше всего, по расчетам аналитиков Lehman Brothers, от введения пошлин пострадали бы НЛМК, ММК и «Мечел» ввиду высокой доли экспорта в выручке. «Евраз» и «Северсталь», имеющие активы за рубежом, оказываются в данном случае почти неуязвимыми.
Пока, впрочем, эксперты склоняются к тому, что сильное металлургическое лобби не позволит пойти на такой нерыночный шаг, как ограничение экспорта.
Тем более что высокие цены на сталь и сырье соответствуют мировым тенденциям, и нет рынка, где качественная сталь стоила бы дешевле. «Проблему стабилизации цен на рынке надо решать рыночными методами», — считает аналитик UniCredit Aton Георгий Буженица.
Несмотря на то что, по слухам, отраслевые ведомства уже отказались от идеи установления экспортных пошлин на стальную продукцию, риск сохраняется для производителей угля. Но, по мнению специалистов, такой шаг вряд ли сможет надолго сдержать рост цен и может привести к снижению объемов производства угольных компаний. «Смысла особого в этом нет, — говорит аналитик UniCredit Aton. — Цены на уголь в России пока ниже, чем на международных рынках, процентов на 40%». С другой стороны, введение пошлин ударит по производителям угля, которые или попытаются переложить рост затрат на потребителей, или сократят производство.
Вместо столь непопулярной среди компаний металлургического сектора меры существует еще один вариант, который, возможно, позволит достичь компромисса, — это расширение практики долгосрочных контрактов между металлургами и потребителями и между производителями сырья и металлургами. «Такой вариант устроит почти всех, и он не противоречит идеологии ценообразования на российском рынке», — говорит аналитик «Метрополя» Максим Худалов. Если металлурги решат перейти к долгосрочным контрактам, останется только решить, на каких основаниях будет рассчитываться ценовая формула на целый год. «Цена может пересматриваться раз в год, или металлурги могут попытаться заложить в цену возможную динамику за год», — размышляет аналитик UniCredit Aton. В ММК, например, ратуют за то, чтобы при расчете формулы цена не фиксировалась, а индексировалась в соответствии с ситуацией.
Игорь Сечин накануне дал понять, что решение примет его непосредственный начальник премьер Владимир Путин, когда правительство разберется в ситуации и выслушает все стороны.
Субботнее совещание, таким образом, — лишь начало долгого состязания нефтяников, металлургов и угольщиков в лоббистских возможностях.
Нефтяные компании, крупнейшая из которых, прежде всего, государственная «Роснефть» с Сечиным во главе совета директоров, уже показали свои способности в этой области, выторговав себе сокращение налогов с 2009 года на 150 млрд рублей (более $6 млрд). UniCredit Aton полагает, что $4 млрд государство сможет вернуть еще в этом году, введи оно экспортные пошлины на металлопродукцию в размере 20%. «Мы считаем, что сталелитейные компании могут фактически выступить в качестве спонсоров части снижения налогового бремени на нефтяные компании», — считают они.
Однако металлурги не сдадутся так легко: хозяева металлургических компаний во главе с акционером «Евраза» Романом Абрамовичем составляют большинство первой десятки российского списка миллиардеров журнала «Форбс» и до сих пор демонстрировали способность отстаивать свои интересы в Кремле и Белом доме.