Реформа налога на добавленную стоимость (НДС) — одно из обещаний, данных бизнесу властью. И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев согласны с тем, что 18% налога — излишнее бремя для наших предпринимателей. Но, как скоро надо снижать НДС, нужно ли уменьшать его до 10–12%, как просит бизнес, или же и вовсе заменить его налогом с продаж — предмет дискуссии. Ее участники должны прийти к компромиссу в ближайшее время: в августе реформа НДС должны быть прописана в концепции налоговой политики России на 2009—2011 годы.
В пятницу появилось новое сенсационное предложение — вообще отказаться от этого налога, не заменяя его никаким другим.
«НДС, не мудрствуя лукаво, нужно отменить», — заявил директор Национального института развития Сергей Глазьев.
Предложение с математическими расчетами подготовил заведующий лабораторией финансово-кредитных механизмов экономического развития Центрального экономико-математического института РАН Юрий Петров. Обсудить эту идею ИА «Росбалт» были приглашены замминистра финансов Сергей Шаталов и помощник президента Аркадий Дворкович, но, увы, они не пришли.
Минусы НДС общеизвестны. Это трудности в администрировании, головная боль с возвратом налога экспортерам, широко практикуемые способы ухода от его уплаты, в том числе с участием фирм-однодневок. «НДС — самый коррупциогенный налог. Бывает даже, что налоговики просто договариваются с предприятиями об объеме НДС, который должен быть уплачен», — отметил Глазьев. К тому же «НДС не выгоден для стран с большим торговым сальдо». По словам Глазьева, НДС был введен в России только потому, что поступления от этого налога меняются вместе с ценами, что было особенно актуально из-за галлопирующей инфляции 90-х. «В результате мы оказались в ловушке. Потому что
НДС — генератор инфляции. И чем сложнее товар, тем больше инфляционный эффект от НДС,
— отметил Глазьев. — НДС является тормозом, в каком-то смысле. Он не совместим с переходом к инновационной экономике». А потому «снижение НДС — полумера, которая приведет к потерям доходов бюджета, но не избавит от проблем налога», считают авторы предложения.
Компенсировать потери бюджета они предлагают за счет увеличения налогооблагаемой базы и повышения ставок других налогов. В первую очередь, за счет введения прогрессивной шкалы для налога на доходы физлиц (НДФЛ). «Естественно, ставка в 13% должна быть сохранена на низкие доходы, облагающиеся ЕСН по ставке 26% (до 280 тыс. руб. в год)», — говорится в докладе. Зато
доходы выше этой границы нужно обложить НДФЛ по ставке 25%. Также авторы идеи предлагают в 10 раз повысить НДПИ на газ.
«Ставка НДПИ на нефть в апреле 2008 года была в 21 раз выше, чем на газ, в пересчете на тонну условного топлива», — говорит Петров. По его мнению, этот зазор давно пора сократить. Также можно увеличить ставку акцизов на ввозимые подакцизные товары, чтобы компенсировать отмену НДС на них.
Снижение налоговой нагрузки, по мысли авторов, приведет к росту ВВП и увеличению поступления других налогов в объеме «сотен миллиардов рублей», что вернет бюджету почти 40% потерь, которые он понесет от отмены НДС.
Остальные потери в условиях профицита бюджета, по мнению авторов, не страшны.
Вряд ли такая идея понравится Минфину, ведь только за январь — май 2008 года НДС принес бюджету 451,3 млрд рублей. При этом сборы его растут, как сообщает Федеральная налоговая служба: за первые пять месяцев 2008 года они оказались на 10,4% больше, чем в тот же период 2007 года.
Зато бизнес поддерживает новаторов. «Это очень хорошая идея, — сказал «Газете.Ru» руководитель исполкома «Деловой России» Николай Остарков. —
Нет хуже налога, чем НДС. Даже если собрать экспертов и поставить им цель придумать что-то хуже, не получится. Я имею в виду не сам по себе НДС, а российскую громоздкую систему с экспортом-импортом, счетами-фактурами, всей теневой системой, которая кормится с этого налога. Все остальное будет лучше».
Однако в предложении Глазьева и Петрова эксперты видят и минусы. Так, очевидно, что увеличение НДПИ на газ приведет к очередному скачку тарифов. Это в первую очередь ударит по металлургии, химической промышленности, затронет и машиностроение. Хотя авторы уверяют, что это будет не страшно — ведь у предприятий высвободятся деньги от уплаты НДС, эксперты сомневаются, что все будет так безоблачно. «В этом случае эффект от отмены НДС может оказаться незначительным», — предупреждает заместитель руководителя комитета по налоговой и бюджетной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Беляков. Смущает его и введение прогрессивной шкалы НДФЛ. «Ничего, кроме негативных последствий, это не даст», — убежден он, опасаясь ухода зарплат в тень. Но больше всего тревожит уникальность ситуации, когда в стране не будет ни налога с продаж, ни НДС. «Мне не известны государства, в которых нет ни одного из этих налогов», — признается Беляков.