Исследование «ЭОС», проведенное совместно с независимым институтом по изучению рынков Ipsos, посвящено «Практике платежей в Европе». В рамках него было опрошено по 200 представителей компаний в Греции, Польше и России, а также 45 компаний в Румынии. В исследовании рассматривались предприятия, работающие в торговле, промышленности, секторе услуг, в том числе и банки.
Страны, ситуация в которых была проанализирована, наиболее динамично развиваются и поэтому наиболее интересны, отметил в ходе пресс-конференции в РИА-Новости генеральный директор компании ЭОС в России Мариуш Клоска. «В Польше, Греции, России и Румынии в настоящее время наблюдаются темпы роста от 4 до 7%. Определяющими причинами такого развития являются высокий уровень инвестиций и частное потребление», — говорится в исследовании. Ежегодно греческие компании получают 16% новых клиентов, польские –12%, румынские –14%, а российские – аж 20%.
При этом по сравнению с другими странами у нас невысокий уровень непогашенной задолженности. Так, если в Греции при среднем размере задолженности до 10 тыс. евро просроченные платежи составляют 25%, в Румынии — 15% (размер задолженности до 5 тыс.евро), в России – 12% (размер задолженности до 5 тыс.евро). Лучше нас себя чувствует только Польша, у которой этот показатель равняется 10% с аналогичным размером задолженности.
Однако,
«несмотря на большой прирост новых клиентов и относительно невысокий уровень неплатежей, почти половина опрошенных российских компаний не проверяет их кредитоспособность перед заключением сделки»,
говорят эксперты «ЭОС». В итоге они рискуют получить большую задолженность в будущем, предупреждают они. Для сравнения, в таких странах, как Польша, Греция, Румыния, примерно 9 из 10 компаний контролируют кредитоспособность своих клиентов.
Если говорить о банках, то опасность действительно существует, соглашаются эксперты. Несмотря на то, что большинство финансовых учреждений проверяют платежеспособность своих клиентов, не всегда это дает положительный результат.
«Часто они делают это по косвенным признакам: есть дорогой автомобиль — значит оплата кредита пройдёт безболезненно. Но, по сути, любой человек и любая организация для банка непрозрачна, зачастую очень трудно проверить истинный уровень доходов»,
— говорит президент оператора рынка кредитования CreditStar Сергей Севрюгин.
Особенно остро проблема невозвратов стоит для мелких банков, говорят эксперты. Судя по средней сумме отсроченного платежа, речь в исследовании идет именно о небольших предприятиях, отмечает заместитель начальника департамента маркетинга и банковских продуктов Русского банка Развития Сергей Сергеев.
«Поскольку все крупные клиенты давно разобраны, небольшие банки, проигрывая в конкурентной борьбе, могут начать выдавать кредиты мелким и средним предприятиям без проведения необходимой проверки, которая обходится очень дорого.
Не исключено, что в случае невозвратов это может довести небольшой банк даже до закрытия», — предупреждает аналитик по банковскому сектору и макроэкономике ИК «Ак Барс Финанс» Полина Лазич.
К тому же «в России отсутствует единая система кредитных историй, и существует масса людей, которые этим пользуются, обманывая компании и увеличивая долги банков», добавляет Севрюгин.
В России уже начинает работать бюро кредитов, возражает депутат Госдумы Павел Медведев. По данным Бориса Воронина, руководителя Центрального каталога кредитных историй, уже накопилось 30 млн индивидуальных карточек клиентов, отмечает депутат.
Банкиры также не склонны пока бить тревогу. «Мы очень внимательно относимся к оценке платежеспособности наших клиентов по всем направлениям кредитования, как розничного, так и корпоративного. Именно благодаря взвешенной рисковой политике наша просрочка сегодня по кредитному портфелю в целом составляет менее 1%», — утверждает директор департамента розничных банковских продуктов Абсолют Банка Эмиль Юсупов.
Кроме того, эксперты подвергают сомнению репрезентативность выборки в исследовании. 200 компаний на одну страну – это очень мало, говорит Сергеев. «Статистика странная и непонятная», — соглашается Медведев.