Судьбой Фонда национального благосостояния (ФНБ), который должен стать источником средств для подпитки системы пенсионного обеспечения, президент Дмитрий Медведев занялся почти сразу же после обсуждения коррупции, судебной реформы и экологических проблем. Причем это стало темой первого совещания президента с членами правительства по экономическим вопросам, в котором принял участие и премьер Владимир Путин.
Заседание в Кремле, проведенное в понедельник, прошло по всем правилам президентского протокола — глава государства вошел в зал последним и, как полагается, все члены кабинета приветствовали его стоя.
После этого Медведев сразу перешел к делу. Он поручил правительству уже к 1 октября 2008 года подготовить все документы, определяющие механизм размещения средств фонда национального благосостояния.
ФНБ был сформирован 1 февраля 2008 года. Вместе с Резервным фондом он пришёл на смену Стабфонду, в который про запас складывались экспортные сверхдоходы. Эти сверхдоходы в дальнейшем инвестировались максимально консервативно, то есть они не приносили практически никакого дохода, зато с гарантией, что деньги не пропадут.
Разделение Стабфонда должно было позволить хотя бы небольшую его часть размещать более рискованно и получать дополнительную прибыль.
По состоянию на 1 июня 2008 года в Резервном фонде было чуть более 3 трлн руб., а в ФНБ – 773,93 млрд. Предполагалось, что часть средств ФНБ можно будет инвестировать в акции и корпоративные облигации.
Согласно Бюджетному кодексу, средства ФНБ в перспективе будут использоваться для широко разрекламированной системы финансирования пенсионных накоплений граждан, когда та будет создана. Пока же эти деньги необходимы для закрытия «дыр», возникающих в Пенсионном фонде РФ. Поэтому чиновники решили сразу подстраховаться от дополнительных рисков и, по сути, отказались от новой модели вложений. Как уже писала «Газета.Ru», Минфин планировал инвестировать средства ФНБ аналогично Резервному фонду, то есть не вкладывать его в корпоративные бумаги, по крайней мере, в течение всего 2008 года. Директор Департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфинактивов Минфина РФ Дмитрий Панкин ссылался на то, что, прежде чем разрабатывать новую инвестиционную стратегию, необходимо знать, как и когда планируется использовать деньги этого фонда.
Но Дмитрия Медведева такой осторожный подход не устроил. Он призвал правительство наконец «подумать о расширении возможностей инвестирования средств фонда в ряд инструментов, включая акции и облигации, то есть корпоративные бумаги самых разных эмитентов», причём не только российских. И назначил конкретные сроки принятия всех необходимых нормативных документов.
Правда, при нынешней конъюнктуре заработать ФНБ будет не так-то просто. «Перед правительством в условиях текущего мирового финансового кризиса поставлена одна из самых сложных задач, – полагает начальник аналитического отдела ITinvest Дмитрий Пушкарёв. – Не только найти инструменты доходного вложения, но и обезопасить это вложение от потерь». Конечно, прибыльность бумаг корпоративных эмитентов выше, но
«в свете сегодняшних событий на финансовых рынках, когда мировые компании с инвестиционным рейтингом теряли несколько десятков процентов стоимости в день, данные вложения видятся очень рискованными»,
считает начальник департамента международных отношений и межбанковского бизнеса Русского банка развития Юрий Амвросиев. Неплохой альтернативой им могут стать национальные венчурные проекты, полагает он. Впрочем, как показывает практика последних 20-ти лет, гарантий на переданные в управление ресурсы не даёт даже госсектор, сокрушается Амвросиев.
Таким образом, чиновники могут оказаться правыми в том, что не торопятся сейчас инвестировать в более рискованные стратегии. «При оптимальном управлении Фондом мы вправе ожидать от руководства взвешенных финансовых решений, основой которых будет минимизация рисков при умеренной доходности», – надеется Пушкарёв. «А умеренная доходность и низкие риски – это российские и европейские корпоративные облигации. В частности, интересны облигации телекоммуникаций, машиностроения и информационных технологий», – указывает он.