За первую полную неделю июня инфляция составила 0,3%, сообщил Росстат в среду. То есть темп остался таким же, как, например, в мае или феврале 2008 года. «Обычно отсутствие новостей — хорошая новость, но не в данном случае. Ведь это значит, что правительственные меры не замедлили инфляцию», — говорит экономист ИК «ЦентрИнвестСекьюритис» Владимир Рожанковский. Видимо, масштабной дефляции ждать не приходится. «Если темпы не замедлятся, то по итогам года мы выходим на 16%», — считает он.
С начала лета цены выросли на 0,4%, с начала года — на 8,1%. Заметнее всего за неделю с 3 по 9 июня подорожал шлифованный рис — на 3,5%. Высокие темпы по-прежнему демонстрируют пшено и вермишель — 1,2% и 1% соответственно. Не отстает от них плодоовощная продукция, в среднем рост здесь 1%. «Цены на хлеб, говядину, колбасные изделия, мясные консервы, печенье и масло подсолнечное выросли на 0,6-0,8%», — отмечает Росстат.
Но хорошие новости все-таки есть. По ряду товаров наблюдается снижение цен. Больше всего в этом смысле повезло любителям свежей белокочанной капусты, цены на которую упали на 6,9%. Продолжается снижение цен на куриные яйца — за прошедшую неделю они подешевели на 3,6%. Уменьшилась цена на сыры (на 0,8%) и жирный творог (на 0,2%). Скорее всего, такая динамика связана с перемещением населения из городов в деревни, объясняет заведующий отделом методов контроля производства ВНИИ молочной промышленности Олег Гераймович. «В деревнях сыры просто некому покупать, спрос создают в основном городские жители. А они, мигрируя в деревни, меняют рацион, отдавая предпочтение растительной пище, потому, например, в Московской области и дорожает такая овощная продукция, как помидоры и огурцы», — говорит он.
При этом
антимонопольная служба заявила, что намерена разобраться с причиной роста цен на один из основных продуктов питания — молоко.
Такое поручение дал ей премьер-министр Владимир Путин. На президиуме правительства 9 июня первый вице-премьер Виктор Зубков рассказал, что в некоторых регионах оптовая цена на молоко у сельхозпроизводителей снизилась в 2 раза (до 6 руб.). Почему же при этом в рознице молочная продукция растет в цене, задал справедливый вопрос премьер.
Служба сообщила, что начнет с крупных производителей — ОАО «Компания «Юнимилк» и ОАО «Вимм-Билль-Данн», а также «предприятий, занимающих доминирующее положение на региональных рынках».
ФАС обещает проанализировать динамику закупочных цен на сырое и сухое молоко, отпускных цен на молоко, а также долю молочной продукции, произведенной с использованием сухого молока.
В этих компаниях уверяют, что их вины в росте цен нет.
«Мы закупаем у отечественных производителей молоко по 10 рублей за килограмм. Это соответствует цене 1 кг сухого молока — 100 рублей», — говорит директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк» Павел Исаев. При этом на бирже сухое молоко белорусского производства стоит не дороже 65-70 рублей за кг, но «Юнимилк» с начала года купил за рубежом лишь 40 тонн сухого молока при ежемесячном объеме своего производства 120 тысяч тонн.
Такую заботу о российском сельском хозяйстве молочники объясняют экономическими соображениями — если крестьяне, не найдя сбыта, зарежут летом коров, переработчики не найдут зимой источника сырого молока.
Также компании утверждают, что не поднимали отпускные цены с февраля.
«Чистые питьевые молочные продукты — кефиры, простокваши и питьевое молоко — сейчас производятся на грани рентабельности. По 2,5-3%, максимум 4%. Дальше снижать цену просто некуда. То же самое у сливочного масла», — вступается за них и Гераймович.
Но в таком случае возникает загадка. Если с начала года закупочные цены на молоко только снижаются, а цены производителей не растут, то почему же за май--июнь, по данным Росстата, молоко на полках подорожало на 6,1%. Возможно, ФАС найдет разгадку этой тайны.