Госдума в первом чтении одобрила законопроект, усиливающий ответственность за нарушение законодательства о ценных бумагах. Размеры действующих штрафов для участников финансового рынка слишком малы, потому не обеспечивают должной дисциплины, решили депутаты.
Сейчас наказание ограничено штрафом для должностных лиц в размере 5 тысяч рублей, а для юридических — 50 тысяч рублей.
Одно из нарушений, против которых направлен новый закон, — манипулирование ценами. Под ним понимается распространение «ложных либо вводящих в заблуждение сведений», оказывающих или способных оказать влияние на спрос и предложение на ценную бумагу, ее цену и объем торгов. К манипулированию относятся также сделки с бумагой по цене, имеющей существенное отклонение от рыночной. Также названо и «одновременное либо последовательное выставление заявок за незначительный промежуток времени в течение торгового дня, направленных на введение в заблуждение участников рынка или инвесторов, в результате чего в торговой системе появляется две или более заявки противоположной направленности», если это заявки от одного лица и цена покупки в них равна или даже выше цены продажи.
Под эту статью подпадают и неоднократные сделки, проведенные с незначительным промежутком времени, «не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели».
За все это законопроект предлагает накладывать штраф: для граждан от 2 до 2,5 тысяч рублей, для должностных лиц — 15–20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, для юридических лиц — 750–1000 тысяч рублей.
Еще одно зло, с которым борется правительство, внесшее этот законопроект в Госдуму, — незаконное использование словосочетаний «акционерный инвестиционный фонд», «инвестиционный фонд» или «паевой инвестиционный фонд». «Использовать название «паевой инвестиционный фонд» имеет право только компания, которая получила соответствующую лицензию Федеральной службы по финансовым рынкам, — поясняет начальник департамента инвестиционного бизнеса Русского банка развития Сергей Жирников. — Кроме того, ПИФ должен быть сформирован в определенный срок, в фонд должна быть внесена минимальная сумма денег, а вложение средств должно происходить в соответствии с инвестиционной декларацией». За использование названий компанией, не отвечающей этим требованиям, по новому закону должностным лицам полагается штраф 5–10 тысяч рублей или дисквалификация до 2 лет; юридическим лицам — 350–500 тысяч рублей.
«Штрафы за незаконное использование слов «инвестиционный фонд» и образованных на их основе словосочетаний позволят ФСФР бороться с финансовыми пирамидами, которые зачастую маскируются под подобные финансовые структуры»,
— объясняет генеральный директор НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Тамара Касьянова.
Непредставление или нарушение порядка или сроков представления отчетности или необходимых уведомлений в федеральный орган карается наложением штрафа на должностных лиц в размере 5–10 тысяч рублей или дисквалификацию до 2 лет; на юридических лиц — 400–600 тысяч рублей.
Необходимость такого законопроекта давно назрела, считают эксперты.
«Спекуляция стоимостью ценных бумаг — одна из серьезных причин недоверия акционеров и инвесторов.
Законопроект, прежде всего, призван сделать российский финансовый рынок более прозрачным, а значит, привлекательным для иностранных инвесторов», — говорит» Касьянова.
Конечно, штрафы могут показаться недостаточными по сравнению с суммой, которую можно получить, манипулируя ценами или строя финансовые пирамиды. «Но размер штрафов — не главное. Важно внимание государства к проблеме, которая раньше вообще не регулировалась», — говорит Жирников.
Но есть и вещи, которые настораживают участников рынка в предложенном законе. Что, если обвинения в недобросовестности лица или компании будут использоваться конкурентами для их устранения, спрашивают эксперты. «Главное, чтобы решения контролирующих органов и судов не использовались для борьбы с конкурентами», — считает Жирников. «Это также может привести к бюрократизации проверок, торможению процессов финансового рынка и разрастанию коррупции», — предупреждает Касьянова.