Россия станет мировым финансовым центром. По крайней мере, в этом уверены финансовые власти страны.
Уже через месяц Минфин предложит соответствующую концепцию, пообещал в пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на конференции «Корпоративное управление и глобализация мировой экономики».
Затем предложения, подготовленные ведомством Алексея Кудрина, будут обсуждаться «с людьми, которые в этом разбираются», то есть с непосредственными участниками финансового рынка. «Эти законы необходимо принимать только после консультации с бизнес-сообществом», – заметил Шувалов. По его планам, на все консультации и согласования с бизнесменами уйдёт ещё год, после чего правительство переправит свой проект законодателям. «В ближайшее время нужно провести очень тяжелую работу», — добавил первый вице-премьер, которая будет заключаться в создании большого блока корпоративного и финансового законодательства. И
это не будет простой калькой стандартов признанных финансовых центров, таких как Нью-Йорк или Лондон.
Превращение Москвы в один из глобальных финансовых центров вполне реально, признают эксперты. Для этого необходимо создать условия для привлечения денежных средств — как своих, так и из-за рубежа. Вопрос во времени и ресурсах, которые государство и бизнес готовы выделить для достижения этой цели, считает заместитель генерального директора, директор департамента по работе с клиентами УК «ВТБ Управление активами» Арен Апикян.
«Главное, чего России не хватает, чтобы стать мировым финансовым центром, это большого количество активов в управлении. У нас есть интересные компании, но инвестиционная активность населения очень низкая. Богатые россияне пока предпочитают вкладывать деньги в собственный бизнес и недвижимость, а не инвестировать их на финансовом рынке», – сетует начальник аналитического отдела ФК «Русский инвестиционный клуб» Дмитрий Вавилов. Препятствия, которые необходимо устранить на пути иностранных денег, — это также отсутствие центрального депозитария и обостренная конкуренция между РТС и ММВБ. Отпугивают инвесторов и недостаточное развитие судебной системы, и непонятные для иностранных компаний административные барьеры. Эти опасения необходимо снять, ведь доверие – важнейшее условие для привлечения денег.
Преимущество же России как финансового центра может заключаться в установлении низких стандартов допуска эмитентов на биржу,
считает Вавилов. «Успех AIM (секции альтернативных инвестиций Лондонской биржи – «Газета.Ru»), стандарты которой значительно мягче, позволяет предположить, что рыночная ниша, которую мы можем занять, находится как раз в этой области», – говорит он. К тому же это находится в русле будущих тенденций: роль бирж по допуску эмитентов и их распределения по различным котировальным листам постепенно перейдёт к рейтинговым агентствам, и жёсткие процедуры контроля со стороны бирж останутся в прошлом. Не случайно сейчас со стороны глобальных регуляторов выдвигаются предложения по стандартизации и увеличению контролируемости деятельности рейтинговых агентств.
Ещё одно, уже существующее конкурентное преимущество России – низкие затраты на поддержание биржевой инфраструктуры. «Пока даже с учётом меньших объемов российские биржи по издержкам очень конкурентоспособны», – отмечает Вавилов. Но, если развитие технологий позволит иностранным биржам по размеру комиссий конкурировать с российскими, возможность создания мирового финансового центра будет упущена, предупреждает он.
Впрочем, выполнения даже всех этих необходимых условий еще не достаточно для массового привлечения глобальных инвесторов в Россию.
«Почему в мире должно быть несколько мировых финансовых центров, распределённых по географическому принципу? – размышляет Вавилов. – С точки зрения инвесторов, для них удобнее пользоваться одним-двумя центрами».
Более достижимая цель для российского финансового рынка – достичь хотя бы регионального масштаба.
«Не вижу причин, по которым Москва не могла бы стать основным финансовым и деловым центром для восточноевропейского региона и стран СНГ», – замечает Апикян. «Реальная перспектива – это стать региональным центром для компаний России и СНГ, которые потом, достигнув зрелости, будут получать листинг в мировых финансовых центрах», – соглашается Вавилов.