Индекс цен производителей промышленных товаров в апреле вырос на 4,5%, сообщила в пятницу Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Всего за январь — апрель инфляция производителей составила 7,7%.
Цифры говорят о явном всплеске роста цен в апреле. До этого в 2008 году самый высокий уровень месячного прироста наблюдался в январе, но он составил 1,6%.
В феврале и марте темпы были вовсе умеренные — по 0,7%. И, хотя рывок цен в четвертом месяце ожидался, не предполагалось, что он будет столь значительным — прогнозы были в районе 2–2,5%. «Наш прогноз был меньше», — признает аналитик «Тройки Диалог» Антон Струченевский.
Эксперт объясняет этот всплеск растущей ценой на нефть.
«Динамика обусловлена объективными и очевидными причинами: во-первых, мировой конъюнктурой, и в первую очередь рекордными ценами на нефть, а также растущими мировыми ценами на другие виды сырья, — соглашается генеральный директор НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Тамара Касьянова. — Вторая причина — все увеличивающийся приток инвестиций. Высокий инвестиционный спрос не может не взвинчивать цены на сырье и оборудование».
При этом темпы роста цены производителей серьезно обогнали потребительскую инфляцию, составившую за апрель 1,4%, а за четыре месяца 6,3%.
Прямой зависимости у этих двух индексов вроде бы нет. «Взаимосвязь роста цен производства с ростом цен потребительских товаров существует, однако она далеко не так очевидна, как кажется, — говорит Касьянова. --Рост цен производителей не всегда приводит к росту цен для конечных потребителей, поскольку для компаний есть другой вариант — рост цен может быть «отбит» повышением рентабельности». Более того, по словам экспертов, цены производителей менее предсказуемы и более волатильны. «Динамика индекса цен производителей в большой степени зависит от колебания цен в добывающей промышленности, а это та продукция, которая не идет на потребительский рынок», — отмечает эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова. Кстати, здесь рост цен в апреле составил 7,3%, но в сочетании с дефляцией февраля и марта по итогам четырех месяцев прирост получился всего на 0,7%. Столь низкий уровень частично объясняется тем, что такие отрасли, как производство кокса и нефтепродуктов, входят уже в обрабатывающие производства, а рост там составил 9% за апрель и 6,3% с начала года.
Наибольшее количество потребительских товаров присутствует в таких подгруппах, как «пищевые продукты, включая напитки и табак», здесь инфляция достигла уже 7,9% с начала года, а в «текстильном и швейном производстве» рост цен составил 6,2%, в «производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви» — 2,1%, в «целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности» — 2,6%.
«Цены на товары потребительского назначения растут более активными темпами, чем в прошлом году. Этот рост трансформируется в потребительские цены с определенным временным лагом», — предупреждает Катаранова.
К тому же в инфляции производителей пока не в полной мере отразилось повышение тарифов на услуги естественных монополий, произошедшее в начале года. «Какое бы производство мы бы ни взяли, любое из них будет завязано на эти тарифы, — говорит Катаранова. — Эффект проявляется через 2–3 месяца, безусловно, это дает рост цен, который перекидывается и на потребителей».
Впрочем, пока эксперты не видят поводов для волнений. «Прогноз по росту цен производителей на конец года остается тот же — 14%», — сообщил Струченевский.