Мир стоит на пороге эпохи дорогой еды. Такой вывод можно сделать из доклада ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (FAO) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Сельскохозяйственные перспективы 2008–2017». Газета The Financial Times приводит данные из «Перспектив», которые будут обнародованы на следующей неделе.
Согласно им, мировые цены на продовольствие, резко выросшие в последние месяцы, в ближайшие 10 лет не вернутся к своему прежнему уровню.
Как уже писала «Газета.Ru», цены на продовольствие во всём мире начали резко расти в 2007 году, и до последнего времени темпы этого роста оставались неизменными. Такой важнейший продукт питания для Азии как рис в прошлом году подорожал в два раза, а цены на пшеницу, кукурузу, сою и другие товары ставили в 2008 году рекорд за рекордом. Дорожали сахар, молоко, мясо. Эти процессы стали не только локомотивом инфляции, но и поставили на грань выживания миллионы бедняков в государствах третьего мира и вызвали социальные волнения в некоторых развивающихся странах.
Многие аналитики указывали на то, что не последнюю роль во всплеске продуктовых цен сыграли спекулятивные атаки на котировки биржевых товаров, к которым относятся и злаковые, в связи с перетоком капиталов из финансовой сферы, вызванным ипотечным кризисом в США. Поэтому окончание финансового кризиса могло бы привести к возврату цен на продовольствие на прежние позиции.
Но надежды на то, что цены быстро вернутся к своим первоначальным уровням, как это было, например, при всплеске продуктовых цен в 70-х годах, несостоятельны.
Авторы доклада объясняют это тем, что изменения, которые произошли на продуктовых рынках, являются качественными. Продовольственные цены переместились на «более высокое плато» из-за увеличения производства биотоплива и роста спроса со стороны развивающихся стран, таких как Китай, говорится в докладе, и обратного пути нет. «В ближайшем будущем мы должны будем жить при более высоких ценах на сельскохозяйственные биржевые товары», – предупреждает помощник гендиректора FAO в Риме Александер Мюллер. Правда, на тех уровнях, какие были ими недавно достигнуты, цены не останутся. «Продуктовые цены будут значительно выше в номинальном выражении, чем в прошлом, но ниже текущих рекордов», – заметил Мюллер. А именно, по сравнению со средними ценами предыдущих трёх лет, в 2017 году цена пшеницы, «очищенная» от инфляции, будет на 2% выше, риса – на 1%, кукурузы – на 15%, масличных – на 33%.
«Рост цен, который отмечен в докладе, более чем щадящий. Я думаю, что цены вырастут более существенно», – замечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Помимо причин, указанных в докладе, эксперт указывает на рост цен на энергоносители и отказ Европы от субсидий сельскому хозяйству.
Впрочем, за 10 лет экономические условия должны серьёзно измениться, замечает начальник отдела конверсионных операций Русского банка развития Игорь Шибанов. «Прогноз на 2017 год – вещь крайне условная, – считает эксперт. – Перед нами обычная интерполяция предыдущего периода роста цен на нефть, вызвавшая через несколько передаточных механизмов рост цен и на продовольствие. Причём в основе прогноза лежит только один фактор, тогда как масса других предполагается неизменной».
Однако за 10 лет ситуация может измениться радикально, считает эксперт.
«Например, ренессанс атомной энергетики существенно собьёт цены на нефть, или высокие цены на продовольствие привлекут новые массы капитала в отрасль, и произойдёт качественный скачок производительности труда в сельском хозяйстве», — считает Шибанов. К последнему сценарию склоняется и вице-президент инвестиционно-финансовой группы CTrust Дмитрий Антониади. Проблема с высокими ценами на сельскохозяйственную продукцию будет актуальной еще в ближайшие 4–6 лет, но ситуация будет улучшаться с каждым годом, считает Антониади. «Речь прежде всего идет об увеличении объёма сельскохозяйственных земель, повышении эффективности обработки земель, финансировании и стимулировании сельскохозяйственного производства в различных регионах мира», – поясняет он. «Плюс ещё через несколько лет произойдет разочарование в биотопливе, – добавляет генеральный директор ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Александр Щеглов. – Политический момент, благодаря которому в большой степени есть интерес к биотопливу, исчезнет, и освободившиеся посевные площади и прочие ресурсы переориентируются на производство дорожающего продовольствия».
Что касается России, то «с импортируемой инфляцией не так просто справиться», – сокрушается директор департамента маркетинга НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Елизавета Толстая. Но ситуация у нас гораздо более благоприятная, чем в бедных странах. «В общем, прогнозируемый рост цен не слишком впечатляет. Даже сегодня население выдержит подобную нагрузку за счёт перераспределения своего бюджета. Апокалипсиса не будет», – заключает Шибанов.