В России может быть сформирован интервенционный фонд фуражного зерна, заявил в понедельник директор департамента регулирования агропродовольственных рынков Минсельхоза Сергей Сухов. Рассматривается возможность пополнять его пшеницей пятого класса и фуражного ячменя, отметил он.
До сих пор подобный фонд в стране существовал лишь для продовольственного зерна. Механизм интервенций действует с 2001 года и призван помочь регулировать рынок. При высоком урожае, когда есть риск падения цены на зерно, государство закупает часть его в фонд. Этим оно стабилизирует рынок, защищая сельхозпроизводителей от убытков. Если же в стране случается нехватка зерна и цены на него растут, государство проводит товарные интервенции, выбрасывая зерно на рынок — и спасает от убытков потребителей.
По сути, сегодня интервенции выступают в числе немногих относительно рыночных способов, позволяющих управлять ценами на зерновом рынке, говорит аналитик по ритейлу ИК «Финам» Сергей Фильченков. Они помогают избежать паники на рынке, сделать динамику цен более плавной, добавляет он
С учетом темпов роста животноводства, неудивительно, что возникла идея о формировании фонда не только продовольственного, но и фуражного зерна,
говорят аналитики. «Странно, что она не проявлялась раньше», — удивляется директор по маркетингу Международной зерновой компании Николай Демьянов. По словам ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Игоря Павенского,
объем сбора фуражного зерна сейчас составляет около 40 млн тонн, это около половины всего производимого в стране.
И цены на него за последний год сильно выросли. Например, стоимость фуражной пшеницы с мая 2007 года по май 2008 года увеличилась в 2,1 раз, говорит он. При этом, в отличие от продовольственного, фуражное зерно не идет на экспорт, а реализуется в основном на внутреннем рынке. По словам Сухова, животноводство обеспечивает достаточный спрос на него. Таким образом подорожание фуражного зерна привело и росту цен на мясо и молоко в стране.
Однако практика проведения интервенций на рынке продовольственной пшеницы показала не слишком большую эффективность этого механизма. Несмотря на то, что в прошлом был получен рекордный уровень урожая, который составил, согласно данным Росстата, 81,8 млн т, цены на хлеб в 2007 году выросли на четверть.
«Интервенции проводятся государством постоянно, но не сказать, что успешно», признает аналитик ФК «Открытие» Ирина Яротская.
Впрочем, дело не в том, что сам по себе механизм плох, говорят эксперты. Просто в первые годы государство все время опаздывало с их проведением, что приводило к убыткам производителей. «Раньше механизм был не отработан и государство не всегда оперативно проводило интервенции, — говорит Демьянов. — Сейчас же механизм отлажен. Они проводятся точечно, именно в тех регионах, где они более всего нужны, и планомерно, по крайней мере, это можно сказать о 2007 году».
Но теперь причина низкой эффективности — малый объем интервенций.
Для того, чтобы влиять на рынок и регулировать цены на зерно, необходимо не 1,5 млн тонн госзапасов, а от 3 до 5 млн, констатирует Демьянов.