Добровольные пенсионные отчисления в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) с каждым годом теряют и без того невысокую популярность. Как показывают данные Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), на 1 января 2008 года общий объем резервов в НПФ вырос до 472,89 млрд рублей, в то время как 1 января 2007 года он был равен 405,2 млрд рублей. Прирост — только 17%. Для сравнения: годом ранее рост резервов составил 46%, в 2005 году — 63%, а за 2004 год — почти 90%.
Количество НПФ также сокращается, в 2007 году от 256 осталось 240. Число участников системы хоть и прирастает, но медленно — за 2007 год всего на 5%, до 6,75 млн человек.
Столь резкое падение интереса к НПФ трудно объяснить. Оно не связано с негативным движением фондового рынка, ведь в отличие от ПИФов пенсионные инвестиции делаются на десятилетия.
Возможно, все дело в специфике российского характера. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», — описывает отношение граждан к будущим пенсиям директор управления по работе с корпоративными клиентами «ВТБ Управление активами» Сергей Лукин. «Когда человек хочет купить квартиру, он понимает, что ему нужна ипотека. Потом, может быть, возникает потребность ее защитить, и обращаются к страховой компании. Уже потом речь может зайти о страховании жизни, а уж о пенсии совсем мало кто задумывается», — объясняет Лукин. На все это накладывается память о дефолте 1998 года и недоверие к правительству из-за растущей инфляции. Так что
люди предпочитают не копить, а тратить как можно быстрее и даже брать кредиты.
В «торможении» НПФов виновата и недостаточная информированность, и невысокая финансовая грамотность населения. «Из 15 лет существования НПФов говорят о них последние лет пять», — отмечает Лукин. В 2003 году, когда накопительную часть государственной пенсии разрешили направить в управляющие компании (УК), а затем и в НПФ, была попытка массированного ликбеза. «Тогда УК вложили в рекламу большие деньги, запустили ролики на ТВ, даже встречи с коллективами проводили», — вспоминает Лукин. Но это не дало результатов, и УК ослабили натиск.
Развитие российского рынка добровольных пенсионных накоплений осложняет и привычка надеяться на государство. «Граждане привыкли к тому, что пенсию выплачивает государство, и даже смирились с тем, что она будет небольшая», — констатирует эксперт «ВТБ Управление активами».
Возможно, именно последнее обстоятельство позволит закону о господдержке добровольных пенсионных накоплений изменить ситуацию. Конечно, тысяча рублей, добавленная государством к каждой тысяче, отложенной на старость работником, сама по себе не приведет к резкому росту пенсий.
«Государственное стимулирование добровольных отчислений, может быть, и не заставит всех откладывать деньги и не доведет коэффициент замещения до 40%, но уж точно приучит думать о пенсии, создаст интерес, вслед за чем придет и привычка накапливать», — уверен Лукин.
В систему, надеются эксперты, придут и те, кто выпал из пенсионной системы — поколение 40-летних. «Сейчас у них высокие доходы и до пенсии осталось 10–15 лет, это время, когда люди наконец задумываются о пенсии», — говорит Лукин.