Бывший трейдер французского банка Societe Generale Жером Кервьель, обвиняемый в мошенничестве, из-за которого банк потерял 4,9 миллиарда евро, поступает на работу в компанию по разработке программного обеспечения LCA. Как сообщил директор LCA Дэвид Фелдман, Кервьель работает на его фирму, расположенную рядом с Парижем, в качестве консультанта, передает Reuters.
Появлению Кервьеля в LCA способствовал исполнительный директор компании Жан-Раймон Лемер. Именно он помог найти жилье трейдеру, когда ему предъявили обвинение. В феврале французский журнал Paris Match опубликовал интервью с Лемером, в котором тот заявил, что пригласил Кервьеля пожить в доме его семьи под Парижем.
31-летний Кервьель работал в Societe Generale младшим трейдером и занимался скупкой и перепродажей фьючерсов на европейские фондовые индексы. Рассчитывая заработать на росте рынка Европы, он открыл невероятное количество позиций по европейским биржевым индексам на 50 млрд евро. Эта сумма превышала даже текущую рыночную капитализацию банка — 34,4 млрд евро. Но рынок упал, что привело к колоссальным убыткам банка. Назвать это мошенничеством в чистом виде сложно, ведь Кервьель не получил бы сверхприбыли даже в случае удачи. Старался он, по его признанию, для банка и чтобы получить в награду премиальные — 300 тыс. евро.
Однако вместо награды Кервьель попал под следствие. Бывший трейдер был взят под стражу 8 февраля, однако через 37 дней был освобожден до вынесения приговора суда. Сейчас ему запрещено занимать должности, связанные с осуществлением торгово-финансовых операций. Кроме того, он находится под подпиской о невыезде и обязан каждую неделю регистрироваться в полиции. При этом в начале апреля британская газета The Times сообщила, что Кервьель собирается подать иск на своего бывшего работодателя за несправедливое увольнение. Деятельность Кервьеля не была убыточной для банка, пока не вмешалось руководство, утверждают адвокаты трейдера.
И вот теперь выясняется, что находящийся под следствием то ли мошенник, то ли просто неважный профессионал, да еще и затеявший судиться с пострадавшим по его вине банком, — весьма ценный кадр.
«Может быть, он знает слабые места в программном обеспечении, которые и позволили ему войти в систему контроля банка?» — размышляет о возможных мотивах LCA при найме Кервьеля на работу руководитель финансовых практик ЮК «Яковлев и Партнеры» Игорь Дубов.
Вероятно, его взяли, чтобы он исправил недостатки в системе, чтобы создать такое программное обеспечение, в котором недостатков не было бы,
считает юрист.
То, что Кервьель «смог найти «дырку» в большой системе, которую хорошо знал», еще не значит, что он сможет разобраться с другой, сомневается эксперт отдела защиты информации ИК «Финам» Кристина Земскова. Скорее всего, компания преследует другую цель, приглашая Кервьеля на работу, предполагает она. «LCA не самая известная компания. По сути, ее бренд получил международную известность только после начала сотрудничества с Кервелем», — говорит Земскова. Поэтому,
вероятно, со стороны LCA это был просто PR-ход, «несколько эпатажный, но в целом эффективный»,
добавляет эксперт.
«В России человек, который находится под следствием, также может устроиться на работу в коммерческие фирмы без проблем. Это не является препятствием. Он же не признан судом виновным», — говорит Дубов.
Но начальник отдела клиентского сопровождения Русского банка развития Денис Белов говорит, что он бы в свой отдел подобного сотрудника на работу не пригласил. «Как и большинство других инвестиционных банков, вряд ли бы мы решили взять к себе в штат такого человека, как Кервель», — соглашается Земскова.
«Конечно, опыт у него уникальный, но клиенты могли бы воспринять такую информацию крайне негативно»,
— добавляет она. «Человека с таким прошлым ни одна нормальная инвестиционная компания к себе не возьмет, только если как разового консультанта», — анонимно комментирует другой эксперт.