Россияне живут сегодняшним днем, особо не задумываясь о будущем. Об этом свидетельствуют данные опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).
Только 6% опрошенных россиян отваживаются спрогнозировать уровень своих доходов более чем на три года. И лишь каждый пятый (19%) решается заглянуть на год вперед. Большинство же россиян не строит долгих планов. Для 39% респондентов предел — прогноз на 6 месяцев, а остальные предвидят свои доходы только на месяц вперед.
«В отличие от советского периода, работник не может быть уверен в том, что он пришел на одну работу, и это — навсегда», — объясняет такие результаты опроса генеральный директор НАФИ Ольга Кузина. Работа на всю жизнь сейчас не практикуется. Это подтверждается и данными исследований, по которым срок работы сотрудника на одном месте в среднем не превышает 3 лет.
Любопытно, что при такой неуверенности в завтрашнем дне россияне не склонны планировать свои расходы. Лишь 30% респондентов расписывают свой бюджет с точностью до копейки. Чаще всего так поступают малоимущие граждане (59%). Еще 37% опрошенных планируют только крупные траты. В большинстве случаев (57%) такая модель поведения характерна для обеспеченных россиян. Но и они не заглядывают далеко в будущее. Две трети граждан (64%) планируют расходы только на ближайший месяц. Каждый пятый (24%) готов расписать их на полгода вперед. В более долгосрочной перспективе видят траты в основном владельцы кредитных карт, заемщики по автокредитам и ипотечному кредитованию, пользователи срочных вкладов.
А около трети граждан признались, что вообще не считают денег. Примечательно, что доля этих беспечных не меняется с уровнем достатка.
Эти данные удивляют исследователей. «В условиях стабильной экономической ситуации в стране было бы вполне нормально, если бы граждане планировали свой бюджет на ближайшие 3 года», — говорит Кузина.
Возможно, причину такого отношения россиян к жизни надо искать в кризисных 90-х: они научили россиян «жить сегодняшним днем», раз нет никаких гарантий на будущее. «Людям присуща неуверенность в завтрашнем дне, тем более после периода 15-летней нестабильности. Эта ситуация вполне нормальна», — считает генеральный директор АКГ «Финэкспертиза» Агван Микаелян. Этим же объясняется желание россиян тратить. По статистике, только порядка 20% россиян имеют сбережения. Все остальные — «спускают» практически все, что зарабатывают. И с ростом доходов этот стереотип поведения не меняется: больше получил, больше и потратил.
«Мы переняли модель общества потребления. В ближайшем будущем потребительский «раж» будет поглощать большую часть зарабатываемых денег», — прогнозирует Микаелян. При этом наше общество потребления отличается от западного. Там люди все же откладывают часть средств, хотя бы на старость. «В отличие от россиян, на Западе люди задумываются о размере будущих пенсий сразу, как только начинают работать», — отмечает Кузина.