Еженедельный мониторинг инфляции, который проводит Росстат, принес очередные нерадостные новости. С 15 по 21 апреля потребительские цены в России выросли на 0,3%.
По-прежнему дорожает подсолнечное масло — за неделю на 2,5%. Растут цены на муку пшеничную, пшено и вермишель — на 1,4–1,8%. Внесли вклад в инфляцию и куриные яйца, они подорожали на 1,6%, что, видимо, объясняется грядущим праздником православной Пасхи. Плодоовощная продукция стала дороже на 1,8%.
Не останавливаются цены на хлеб. Он подорожал за минувшую неделю на 1–1,1%, что лишь немногим меньше показателя предыдущей — 1,2–1,3%. «В то же время в 21 субъекте Российской Федерации увеличение цен на отдельные виды хлеба составило более 2%», — отмечают в Росстате. Так, в Алтайском крае пшеничный и ржано-пшеничный хлеб подорожали на 8,7% и 4,7% соответственно, в Татарстане — на 3,4% и 8,8%, в Новосибирской области — на 5,2% и 3,9%, в Воронежской — на 3,6% и 3,4%. В Республике Карелия цены на хлеб ржано-пшеничный выросли на 8,6%.
С начала месяца инфляция составила 1,1%. Почти половина этой цифры была выбрана уже за первую неделю апреля, так что экономисты даже предположили, что власти досрочно разорвали действие соглашения с производителями и продавцами о заморозке цен на основные продукты питания. Компании, правда, догадку не подтвердили, а Минэкономразвития заявило, что отмена соглашения состоится точно в намеченный срок — 1 мая.
Так что через неделю нас ждет, очевидно, очередной скачок цен. При этом с начала года инфляция уже составила 6%. Для сравнения, тот же период 2007 года принес россиянам рост цен на 3,9%.
Таким образом, за четыре неполных месяца почти выполнен первоначальный план правительства по инфляции на весь 2008 год, который предусматривал 7–8,5%. Минэкономразвития недавно подняло планку до 9–10%, но многие эксперты полагают, что и это нереально. Сейчас рост цен в годовом выражении достигает 13,5%. «Наши умеренные прогнозы говорят о росте в 12,7% по итогам 2008 года», — отмечает директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев. Но «при попустительстве регуляторов и нарастающих инфляционных ожиданиях» показатель может составить все 15%, добавляет эксперт. «6% — это очень высокий показатель. Цены в текущем году растут гораздо быстрее, чем в прошлом.
По итогам года официальная инфляция может быть показана на уровне 13–15%. Реальная будет еще выше.
Я не удивлюсь, если она превысит 20% — на данный момент для этого есть все предпосылки», — говорит аналитик «Арбат Капитала» Михаил Завараев.
Битва идет не за сухие цифры. Затронута самая болезненная тема для россиян. Всероссийский центр изучения общественного мнения сообщает, что инфляцию наши граждане называют главной проблемой как для себя лично (68%), так и для государства (67%).
Рост цен отодвинул на второй план такие традиционно выделяемые бедствия, как пьянство и наркомания (63% и 33% соответственно), ситуация с ЖКХ (45% и 44%), коррупция (22% и 30%) или терроризм (13% и 32%).
Власти все придумывают новые пути спасения ситуации. Так, депутаты Свердловской областной думы предложили законодательно закрепить порядок ценообразования на значимые для населения товары, в частности, определять предельные показатели рентабельности и лимит торговой надбавки. «Ценовая политика у государства должна быть. Она не означает, что кто-то сверху будет определять цену. Но закрепить правила, на основании каких факторов будет формироваться цена, — право государства», — заявил спикер облдумы Николай Воронин на пресс-конференции в среду.
«Во многих странах, в том числе развитых, уже есть подобные законы. Например, в Германии на сверхприбыли введены дополнительные налоги: если получил 300% прибыли — отдай 150% государству»,
— рассказал он. Депутаты уже подготовили предложения и отправили материалы в Москву. Их предложения схожи с тем, что ожидает увидеть премьер-министр Виктор Зубков в законопроекте, разрабатываемом в министерствах. Документ, который Минэкономразвития должен внести в правительство в апреле, предусматривает возможность госрегулирования цен на социально значимые продукты.
Только вот недействующая заморозка цен показала, что этот метод в России малоэффективен.