В Минэкономразвития не видят необходимости в продлении соглашения о замораживании цен на основные продукты питания после 1 мая, заявил журналистам в пятницу замглавы МЭРТ Андрей Клепач. Если в конце прошлого года эта мера оказала значительный эффект на удержание инфляции, но сейчас ее влияние значительно снизилось, объяснил чиновник.
С этим трудно спорить. В апреле цены совершили новый скачок. Согласно данным Росстата, за первую неделю месяца индекс потребительских цен увеличился на 0,5%, тогда как за весь март цены выросли на 1,2%. Эксперты склоняются к мнению, что по итогам 2008 года инфляция дойдет до 14%. Таких цифр Россия не видела с 2002 года.
В ближайшее время министерство внесет в правительство доработанную программу, содержащую пакет антиинфляционных мер, пообещал Клепач. Но с ростом цен на продукты административными мерами чиновники бороться, похоже, больше не намерены. В этом списке не будет не только «заморозки». По словам Клепача, министерство также пока не считает целесообразным вводить какие-либо новые ограничения на экспорт продовольственных товаров из России. Более того, по его мнению, нет смысла и продлевать запретительную экспортную пошлину на пшеницу. «Нет никакого смысла при нынешних ожиданиях урожая зерна сохранять ограничения после июля», — пояснил Клепач.
Теперь в МЭРТ делают ставку на иной метод борьбы с инфляцией. Одним из новшеств в пакете мер, которые готовит министерство, станут инструменты по стимулированию сбережений населения.
В начале текущего года наблюдалось снижение вкладов населения на депозитах, чего давно уже не было, отметил представитель МЭРТ. Чтобы люди сберегали и, следовательно, меньше тратили, будут предложены меры в том числе стимулирующие повышение банковских ставок.
Согласно опросу фонда «Общественное мнение», только четверть наших граждан имеют депозиты в банках. Их равнодушие к сбережению понятно: процентные ставки не перекрывают уровня инфляции. Согласно обзору БДО «Юникон», за год (с апреля 2007 года по март 2008 года) депозиты в долларах обесценились на 20,21%, в рублях – на 3,30%. Даже вклады в евро показали очень низкую доходность по итогам года — 0,29%.
Увы, борьба с инфляцией через стимулирование сбережений окажется еще менее действенным методом, чем заморозка цен, считают эксперты.
«Заставить сберегать население нереально», — убежден генеральный директор ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Александр Щеглов.
Во-первых,
вряд ли банки смогут повысить процент до такого уровня, чтобы он казался большинству граждан привлекательным.
По данным Центробанка за февраль нынешнего года, средняя ставка по депозитам населения без учета депозитов «до востребования» составила 7,4%. А согласно исследованию ФОМ, 11% россиян считают достаточной доходность в диапазоне 11–14%, 15% — на уровне 15% годовых, а треть — 16% годовых и выше.
Чтобы стимулировать население класть деньги на депозиты, «надо начинать бороться с «кредитоманией» и разворачивать просветительскую работу по популяризации инвестирования», предлагает Щеглов. Но это задача не одного дня.
«Единственное, что в силах сделать ЦБ, чтобы ограничить выдачу кредитов, — это ужесточить какие-нибудь нормативы для банков, — говорит директор ЦМЭИ компании БДО «Юникон» Елена Матросова. — Или ввести каких-нибудь новые. Например, обязать банки выделять резервы при выдаче кредитов. Или, к примеру, ввести какие-нибудь резервы при заимствовании на внешнем рынке — опять же чтобы у банков было меньше денег для предоставления населению».
И в любом случае правительство ничего не может противопоставить глобальному источнику роста цен – перетоку денег из непомерно разросшихся финансовых активов в товарные, вызванному паникой на фондовых рынках в последние месяцы.