«У нас около 1 млн юридических лиц, которые отнесены к малому бизнесу, и около 3,5 млн предприятий без образования юридического лица», — напомнил лидер «Единой России» и спикер Госдумы Борис Грызлов на пресс-конференции в понедельник.
Этих людей, которые «хотят работать», нужно особенно защищать, добавил он, в частности — от чиновников. Ведь армия госслужащих разрослась непомерно. «Если в год старта административной реформы прирост количества чиновников был минимальным и составил 18 тыс. человек, то в 2005–2006 годах число госслужащих увеличивалось на 120–130 тыс. ежегодно», — рассказал Грызлов. Сейчас их в России уже порядка 1,5 млн, в 1995 году был 1 млн. И около 30 ведомств имеют право контролировать малые предприятия. «Я бы слово «проверять» сознательно заменил бы на слово «кормиться». 30 ведомств кормятся на малых предприятиях», — заявил Грызлов. И предложил выход из ситуации.
«Возьмите шестипроцентный налог и не ходите к ним больше, дайте им спокойно работать», — обратился к чиновникам спикер Госдумы.
Проблемы малого бизнеса в последнее время не сходят с языка у высших представителей российской власти. В правительстве создан специальный совет по этой проблеме. А избранный президент Дмитрий Медведев на днях предложил радикальную меру: полностью запретить визиты контрольных органов на малые предприятия. «Я думаю, что у ряда сотрудников пожарных служб, эпидемиологического надзора, милиции эта мера вызовет как минимум очень сложные эмоции, если не сказать о предынфарктном состоянии, потому что это в основном то, чем они занимаются, и то, на чем зарабатывают деньги — и официально, и неофициально», — заявил Медведев на недавнем заседании президиума Госсовета.
Малый бизнес тогда очень осторожно комментировал эту инициативу: боялся сглазить, понимая, что к подобным подаркам надо относиться осторожно. Чиновники уже не раз доказывали, что могут обойти любые запреты. Например, навязывание платных услуг или консультаций — альтернатива взятке. «Мало не проверять малый бизнес, — говорит председатель Всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков. — Нужно создать бизнесу такие условия, в которых он мог бы работать. Например, в регионах малым бизнесом могут заниматься только родственники чиновников».
Слова Грызлова сильно насторожили предпринимателей. Они надеются, что речь все же не идет о налоге «на кормление» чиновников, а спикер говорил о налоге, который по упрощенной системе уже берется с малого бизнеса — 6% от выручки или 15% с прибыли.
«Но если имеется в виду новый налог на бизнес для содержания чиновников, то это, мягко говоря, не совсем экономически верное решение», — отмечает руководитель Экспертно-аналитического центра «ОПОРЫ России» Дина Крылова. В этом случае для многих предпринимателей налог означает двукратное увеличение отчислений. А для бюджета — получение почти 84 млрд рублей дополнительно. «Совокупные поступления от налогообложения малых предприятий в 2007 году составили 142 млрд рублей, это 1% доходов расширенного бюджета. Поступления от единого налога, вмененного в связи с переходом на упрощенную систему — 84 млрд рублей, от единого налога на вмененный доход — 56,3 млрд рублей», — подсчитала эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Но, возможно, такое решение было бы все равно выгоднее для бизнеса, чем существующая практика. Исследование «ОПОРЫ России» в 2006 году показало, что на всевозможные «поборы» тратится порядка 10% выручки малого предприятия.
«В 2007 году мы такое исследование не проводили, но, я думаю, доля значительно возросла. За это время сумма взятки увеличилась гораздо больше, чем прибыль малых предприятий», — говорит Крылова. Поэтому с финансовой точки зрения «малышам» может быть выгоднее откупиться от государства по фиксированной ставке.
Тем не менее бизнес на это не согласен. «То, что чиновник приходит к предпринимателю и получает взятку, или навязывает ему платную процедуру в аффилированной структуре и получает материальную выгоду, — это коррупционное преступление, — напоминает Крылова. — И компенсировать потерю этой выгоды налогом?А знаете, еще есть и воры, давайте введем еще один налог и отдадим им, чтобы не крали».