Бум кредитования в России вот-вот сменится спадом, предупредили участники XIX съезда Ассоциации российских банков (АРБ), прошедшего в среду в Москве. Причиной беды станет мировой кризис ликвидности. «Было бы шапкозакидательством говорить, что проблема не затронет Россию вообще. Уже затронула», — заявил глава АРБ Гарегин Тосунян.
Основным источником средств для российских банков служили иностранные заимствования. Но когда денег на Западе стало не хватать, условия кредитования для нас ухудшились, и займы перестали быть выгодными. «В 2008 году мы ожидаем замедления роста кредитования. В результате сокращения притока капитала прирост кредитов может снизиться с 53% в 2007 году до 40% или даже 35%», — сказал председатель Банка России Сергей Игнатьев. Кредиты физическим лицам в 2008 году сократятся на треть, подтвердил президент ВТБ 24 Михаил Задорнов.
Но наибольшая угроза нависла над долгосрочным кредитованием, чаще всего нужным для развития бизнеса.
Происходит снижение накопленной доли долгосрочных пассивов, и это ничем не заменяется.
Это создает угрозу экономике. «По оценкам экспертов, из 8% прироста ВВП (в 2007 году. — прим. «Газеты.Ru») порядка 2–2,5% было обеспечено за счет развития кредитования», — рассказал Тосунян. «Если ограничить инвестиционные кредиты банков, то за счет чего мы будем развиваться? За счет собственных средств предприятия из текущих результатов года невозможно обновить фонды, построить новые помещения», — поддержал его ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Абел Аганбегян. У нас и так, по его словам, уровень инвестиций в основной капитал ниже нужного — он составляет 16–18% ВВП, это темпы развитых стран, чья экономика прирастает на 2–3% ВВП ежегодно и у которых нет необходимости технического перевооружения.
«Замедление кредитования неизбежно и пропорционально сократит темпы экономического роста. Это уже происходит»,
— предупредил Задорнов.
Спасти родную экономику, а заодно и их собственный бизнес и доходы, по мнению банкиров, может государство.
Например, если отдаст банкам пенсионные накопления. Инвестировать внутри страны можно и средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, советуют банкиры: вместо того чтобы отдавать их другим государствам, которые ими же нас потом и кредитуют. А Аганбегян считает правильным подключить к спасению банков и золотовалютные резервы.
На счетах ЦБ надо оставить лишь $150 млрд, а остальное вместе с деньгами правительственных фондов «отдать под управление государственной организации», которая бы предоставила их коммерческим банкам под целевое инвестиционное кредитование, советует академик.
Это позволило бы резко обновить производственные фонды. «Мы могли бы стать лидерами по нефтехимии. Ни у одного государства нет таких благоприятных условий, как у нас. Мы могли бы стать первыми в мире по глубокой переработке древесины», — расписывал Аганбегян преимущества такой политики, добавив к этим отраслям экспортное машиностроение, авиацию и космос.
Но власти не торопятся поддерживать бум кредитования. Возможно, из-за опасения «перегрева». Как уже писала «Газета.Ru», его признаки рассмотрели вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Не последнюю роль в этом сыграл рост кредитования, подстегнувший потребительский спрос и инфляцию. «Столь быстрый рост кредитов, в том числе за счет увеличения задолженности банков перед иностранными кредиторами, приводит к быстрому росту денежной массы и цен», — согласен с ними Игнатьев. А потому, признался глава ЦБ, он не видит «ничего страшного» в снижении темпов роста кредитования.
Впрочем, не все чиновники разделяют эту точку зрения.
«Перегрева в российской экономике нет. Мы считаем, что те возможности и проекты, которые есть в России, превосходят ресурсы, которые есть», — заявил глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович.
Инвестиции и рост потребительского спроса — не причина инфляции, поддержал его первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Юрий Росляк. В Москве в 2007 году наблюдался наибольший приток инвестиций, и зарплаты росли очень быстро, однако инфляция составила 10,2%, что меньше, чем даже в среднем по стране (11,9%), отметил он.