Мнения экспертов о том, есть ли сегодня средний класс в России, сильно расходятся. Это показал брифинг «Средний класс в России: мифы и реальность», который прошел в четверг в ИА «Росбалт».
Те, кто считает деньги населения — банкиры и страховщики, полагают, что в нашей стране средний класс уже формируется, поскольку повышается уровень доходов. Сегодня в России вполне можно говорить о сложившемся среднем классе — прослойке населения с доходами от $500 до $3000 на члена семьи в месяц, которая имеет достаточный уровень благосостояния для удовлетворения широкого круга своих потребностей, заявляет руководитель центра стратегических исследований «Росгосстраха» Александр Зубец.
Правда, на Западе к среднему классу относят людей, которые в числе прочих благ могут купить себе квартиру, а в Москве, например, на это способны не более 5–7%.
Но страховщик считает правильным причислять в России к среднему классу тех, кто имеет машину, ездит в отпуск за границу и покупает страховые полисы. А потому, по его мнению, «в сроки, поставленные партией и правительством», то есть к 2020 году доля среднего класса в РФ вполне способна дорасти до 60%. При благоприятном стечении обстоятельств это может произойти и за семь лет.
Однако социологи абсолютно не согласны с этим мнением. Говорить о существовании среднего класса в России «еще рановато», заявила руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра» Марина Красильникова. «Чтобы приобретать страховые полисы, иметь машину и ездить отдыхать за границу, безусловно, нужен определенный уровень доходов.
Но сам по себе этот уровень ничего не говорит ни о происхождении доходов, ни о системе ценностей их обладателей», — объясняет эксперт.
Средний класс — это не только экономическое ядро общества, но еще и культурное, которое задает определенные стандарты поведения, подтверждает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
У нас же часто бывает так, что «богатые люди необразованны, а образованные бедны». Так, врачи, учителя и даже профессора вузов часто не являются средним классом в России по уровню доходов.
Зато государственные служащие нередко попадают в эту «ценовую» категорию. Выкуп прав за вождение в пьяном виде стоит около $1000, говорит генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов. Если даже принять во внимание, что этим доходом милиционер с кем-то делится, все равно в целом это обеспечивает весьма достойный уровень жизни, считает эксперт. Но здесь другая проблема.
Государственные служащие — это не средний класс по определению: ведь он должен быть независим от государства, заявляет Красильникова.
Остается рассчитывать лишь на то, что с повышением благостояния граждан проснется их интерес к культуре. «Деньги автоматически вызовут рост культуры», — говорит Зубец. Так, в фильме «Крестный отец» в первом поколении герой был убийца, который плохо знал английский, во втором поколении его сын был уже патриотом, в третьем — появился музыкант. «Сперва людям надо покушать, а потом они будут читать русскую литературу», — уверен эксперт.
Но это задача не одного поколения.