На экономическом форуме в Красноярске кандидат в президенты Дмитрий Медведев рассказал о том, что намерен перераспределить государственные средства. В первую очередь это подразумевает реформирование налогов. «Наша налоговая система должна быть конкурентоспособна по отношению к налоговым системам других стран. Только тогда можно надеяться на то, что в нашу страну будут вкладывать деньги. Причем не только иностранцы, но, прежде всего, наш отечественный бизнес», — объяснил он.
Важнейшее изменение предусмотрено для налога на добавленную стоимость (НДС). «Как можно быстрее нужно принять закон, определяющий сроки перехода на единую пониженную ставку НДС», — сказал Медведев, не уточнив, впрочем, какую именно ставку считает приемлемой. Параллельно он предложил «продолжить анализ целесообразности» замены НДС на налог с продаж.
Также реформы затронут налог на прибыль. Здесь Медведев обещает дать возможность «налогоплательщикам более гибко определять амортизационную систему» и обязуется ввести дополнительные стимулы для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Ставки налогов и экспортных пошлин кандидат в президенты предлагает поменять так, «чтобы они стимулировали строительство новых производств с высокой глубиной переработки».
«Ведь сегодня зачастую выгоднее производить мазут, чем бензин высокой степени очистки. Это абсурд», — заметил Медведев, но, что именно нужно поменять, чтобы все стало по-другому, не пояснил.
Особое решение ждет малый бизнес, для которого радикальным образом упростят налоговую отчетность. «Ее объем должен быть соразмерен масштабу бизнеса. Базовые налоговые декларации должны помещаться на одну страницу», — считает Медведев. Освободить от налогов он предлагает и отчисления граждан и предприятий на образование, здравоохранение, пенсионное софинансирование, а также доходы от операций с ценными бумагами на российском рынке.
При этом государство, по словам Медведева, должно не только меньше получать, но и больше делиться накопленным.
«Надо скорректировать политику управления бюджетными и валютными резервами таким образом, чтобы результатом управления была не только их сохранность, чего мы достигли за последние годы неплохо, но и более ощутимая польза для российской экономики», — заявил Медведев.
Все эти меры и должны помочь стране перейти на инновационный путь развития. Однако бизнес-планы, озвученные на том же форуме, говорят о том, что как минимум в ближайшие 12 лет российская экономика идти по этому пути не собирается.
В проектах, представленных регионами, общий объем инвестиций в России до 2020 года составит 13 трлн рублей. При этом почти четверть из этой суммы (24%) предприятия собираются направлять в нефтедобычу. На развитие инфраструктуры будет потрачен 21% всех средств, электроэнергетика получит 14%, переработка нефти и газа — 10%. В недвижимость пойдут 9% от суммы, 7% получит черная металлургия, 6% — цветная. Только 2% средств планируется вложить в химическую промышленность и машиностроение. На все остальное — лесопромышленный комплекс, угольную промышленность, здравоохранение, АПК, производство строительных материалов и в том числе технико-внедренческую сферу — придется по 1% от общей суммы инвестиций.
Как заявил руководитель организации «Деловая Россия», представляющей интересы среднего бизнеса, Борис Титов, только в модели, предложенной Медведевым, «возможно активизировать творческий потенциал бизнеса и развитие предпринимательской инициативы и в итоге перейти на инновационные рельсы в экономике». Поддерживает идею снижения НДС и председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров: «Как известно, добавленная стоимость отражает степень переработки того или иного продукта. Существующий на сегодня налог не стимулирует повышение степени переработки и создание высокотехнологичных товаров. Таким образом, тормозится переход экономики на инновационный путь развития. Мы должны как можно быстрее устранить это препятствие, тем самым создав дополнительные экономические рычаги для внедрения инноваций. Однако хочу подчеркнуть, что снижение НДС должно происходить не в ущерб тем социальным расходам, которые заложены в трехлетний бюджет страны».
Именно возможное сокращение доходов бюджета и настораживает экспертов. «Мне кажется, что в данный момент потребности в таких изменениях нет. Основные наши проблемы не в налогах», — считает эксперт по налогово-бюджетной политике Экономической экспертной группы Елена Лебединская.
«Если принять все эти меры, для бюджета это будет катастрофа. Отсюда напрямую следует сокращение расходов. Или залезание в долги, а это мы уже проходили»,
— говорит она. «При резком падении цен на нефть бюджет останется без доходов. А резервные фонды закончатся раньше, чем успеют вновь поменять налоговую систему», — предупреждает экономист инвестиционного банка «Траст» Евгений Надоршин. В то же время, напоминает экономист, государство набрало на себя долгосрочных обязательств, урезание которых будет гораздо более болезненным для экономики, нежели сохранение текущей ставки НДС.
Эти риски отметил и сам Медведев, но он уверен, что потери будут «только в краткосрочной перспективе». «Часть бизнеса, и это не секрет, все еще остается в тени, и потенциал роста налоговой базы за счет повышения собираемости налогов еще далеко не исчерпан», — оптимистичен кандидат. «Не верится, — замечает на это Лебединская. — Когда снижали подоходный налог до 13%, тоже ожидали резкого «выхода из тени», однако на деле он оказался весьма и весьма умеренным. У нас столько дыр в законе, что останется способ не платить ничего».
В целом у экспертов выступление Медведева оставило противоречивые чувства. С одной стороны, первый вице-премьер упомянул практически все значимые для страны проблемы. «Если все, что отмечено в этой речи, немедленно стало бы нормативными положениями и было выполнено, то лучшего президента для нашей страны и представить было бы невозможно: тут и реформы, и борьба с коррупцией, и социалка, и наука. При этом уделено внимание и мелочам, и это приятно», — говорит Надоршин.
Но, с другой стороны, Медведев не назвал ни конкретных мер, ни конкретных сроков. Это простилось бы новому во власти человеку, но не ему. «Медведев столько лет занимается этими проблемами, что ему уже нужно говорить, не что надо сделать, а как это сделать.
Я ожидал услышать конкретные шаги — конкретные ставки налогов, конкретные сроки, когда их собираются ввести», — отмечает Надоршин. Он опасается, что программы конкретных действий нет ни за этим выступлением Медведева, ни за речью президента на расширенном заседании Госсовета, где Путин говорил о планах до 2020 года. «Принципиально важно, когда все это будет сделано. Но если этих программ еще нет, а их только напишут под эти речи, то сколько времени потребуется на это?» — спрашивает экономист.
«В речи одни лозунги, выполнение которых нельзя проконтролировать, поскольку невозможно проверить качественные показатели, — отмечает эксперт. — Как мы сможем узнать через четыре года, улучшилось ли государственное управление в стране? Или что воровать стали меньше?»