Французская страховая группа Groupama SA и крупнейший венгерский банк OTP Bank договорились о долгосрочном партнёрстве на развивающихся рынках, сообщает Агентство финансовой информации «Интерфакса». Сделка предусматривает покупку Groupama страхового подразделения банка — OTP Garancia Insurance — за 617 млн евро, а также приобретение 5% акций самого OTP Bank. Как говорится в сообщении OTP, в течение года доля Groupama будет увеличена до 8%. Французам удалось переиграть всех других претендентов на OTP Garancia Insurance, таких как American International Group Inc., Zurich Financial Services AG, Aegon и ERGO Group.
События позволяют предположить, что
основная цель, которую преследовала Groupama при заключении соглашения с OTP Bank, — это экспансия на российский рынок.
Топ-менеджеры Groupama в прошлом году уже вели переговоры о покупке с представителями «РЕСО-Гарантии», «Страхового дома ВСК» и «Альфастрахования», но безрезультатно. И вот, похоже, французы нашли способ протиснуться на в высшей степени привлекательный российский рынок страхования. Ведь соглашение с венгерским банком предусматривает продажу страховых продуктов через подразделения OTP Bank во всех странах его присутствия. А в России OTP — с позапрошлого года. В 2006 г. банк за 477 млн долл. приобрёл 96,4% акций российского «Инвестсбербанка», а в ноябре 2007 г. объявил о покупке «Донского народного банка», действующего в Ростовской области.
«Данная сделка является очередной в цепи подобных –
ещё один крупный иностранный игрок пытается выйти на развивающиеся рынки
через покупку готовой розничной сети или доли в такой сети. Мы наблюдали сделки по абсолютно аналогичной схеме при покупке того же «Инвестсбербанка» или «Импэксбанка», — не удивлён главный экономист УК «Русь-Финанс» Алексей Логвин. — Одной из особенностей таких сделок является их несколько завышенная цена – возможность быстрого выхода на рынок и уникальное местное ноу-хау перевешивает возможный выигрыш от постепенного развития собственной сети. Для банка ОТР такая сделка – возможность привлечения капитала, необходимого для поддержания высоких темпов роста бизнеса».
Интерес французов к России обусловлен также и специализацией Groupama.
«Это самый крупный сельскохозяйственный страховщик в Европе. И, конечно же, с точки зрения объема сельскохозяйственных угодий, Россия для них является привлекательным объектом для работы», — отмечает заместитель генерального директора СК «Ингосстрах» Николай Галушин. «В России компания также имеет шансы занять сильные позиции в корпоративном секторе, в частности, в сегменте страхования транспорта и морских судов», — добавляет руководитель проектов в области страхования ИХ «ФИНАМ» Михаил Кухтарь. «Ожидаемый рост товарооборота между Россией и Восточной Европой может обеспечить рост спроса на такие услуги», — согласен Логвин.
«Появление Groupama едва ли сможет быстро изменить расклад сил на российском страховом рынке, — полагает Логвин. — Имеющаяся банковская сеть обеспечит некоторую группу потенциальных клиентов, однако группа эта не так велика».
Если же французы захотят оказывать весь спектр услуг, то они неизбежно столкнутся с серьёзной конкуренцией.
«Всё-таки в России сейчас наиболее интересен именно розничный сегмент. Например, французы большое внимание уделяют личному медицинскому страхованию, автострахованию и страхованию жизни. Чтобы добиться успехов в этих направлениях, нужно строить федеральную филиальную сеть, а для этого может потребоваться несколько лет», - полагает Кухтарь. «Составить конкуренцию российским страховщикам они, безусловно, смогут, однако не сразу, так как им потребуется 2–3 года, чтобы понять, как устроен бизнес в России, — соглашается Галушин. – Российские страховщики тоже не будут всё это время сидеть сложа руки». А «чтобы можно было говорить о конкуренции даже не с грандами («Росгосстрах», «Ингосстрах»), а хотя бы с «крепкими середнячками» российского страхового рынка, Groupama может потребоваться 5–7 лет бурного развития», — ожидает Логвин.
В свете этого возможны различные варианты дальнейших действий французов на российском страховом рынке.
«Вероятен сценарий покупки одного из национальных страховщиков,
— считает Кухтарь. — Судя по слухам о переговорах с акционерами «Альфастрахования», такой сценарий французы рассматривают как основной». Впрочем, Groupama вполне в состоянии расширять своё присутствие на российском рынке не торопясь, постепенно. «Все необходимые технологии у них для этого имеются, — считает Галушин. — Всё дело в ресурсах: у вновь прибывших страховых иностранных компаний их больше и
они могут несколько лет работать себе в убыток, чтобы в итоге завоевать рынок.
То есть сделать два шага назад, чтобы затем быть впереди всех — такую вероятность тоже не стоит исключать».