В 2008 году в России возрастет число трудовых конфликтов и забастовок. Об этом сообщают специалисты Центра профсоюзных исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Конфликтов будет больше, чем даже в 2007 году, когда их было 35, в том числе такая крупная стачка, как на автозаводе Ford во Всеволожске. «Наиболее популярной формой забастовки, видимо, останется итальянская, предполагающая работу по правилам, — пишут авторы исследования. — Рост организованного рабочего движения в начавшемся году, предположительно, захватит в основном квалифицированных работников».
Причиной забастовочного бума станет растущее недовольство граждан низким уровнем своих зарплат при сверхприбылях предприятий. «Основной причиной усиления рабочего движения станет дальнейшее изменение сознания наемных работников, все чаще не желающих работать в худших, чем их коллеги из «третьего мира», условиях и получать меньшую зарплату при высоких прибылях работодателя», — объясняют исследователи. Кроме того,
катализатором производственных конфликтов станут наметившиеся «негативные изменение в отечественной экономике, прежде всего снижающая реальную заработную плату инфляция».
Акции протеста распространятся на многие сектора экономики, полагают авторы исследования. Активная деятельность профсоюзов перекинется с промышленности на сферу услуг, транспорт, торговлю и даже банковский сектор. При помощи профобъединений, по мнению ИГСО, рабочие будут добиваться не только повышения зарплат, но и улучшения условий труда, установления ограничений рабочего дня, оплаты сверхурочных и переработок, отмены штрафов, замаскированных под лишение премии, защиты от произвольных увольнений, реализации ежегодных отпусков, социального и медицинского страхования. «Особое значение имеет изменение климата в цеху или офисе. Высший и средний менеджмент, а нередко и охрана компаний позволяют себе хамское отношение к работникам, формирующее тяжелейшую моральную атмосферу на работе», — констатирует директор ИГСО Борис Кагарлицкий. В то же время руководство компаний считает такую обстановку нормальной, даже полезной, отмечает он, хотя это отрицательно влияет на производительность труда и все менее переносимо для наемных работников.
То, что у граждан есть реальные поводы для недовольства, не вызывает сомнений. Менеджер по персоналу кадрового агентства «Мост» Игорь Бахарев особенно отмечает два фактора. «Во-первых,
очень много компаний все еще работают «вчерную». Это не только зарплата в конвертах, но и работа без отпусков, и полное отсутствие соцгарантий.
Процесс обеления идет, но очень медленно», — говорит он. Во-вторых, Бахарев также признает, что во многих коллективах царит напряженная обстановка. «Распространение хед-хантерских агентств стимулирует текучку кадров. Им выгодно, чтобы к ним обращались за поиском нового сотрудника. Есть даже спам-рассылки, в том духе что, «если вас не устраивает работник, увольте его — мы найдем вам нового». Поэтому и взаимоотношения плохие и с начальством, и внутри коллектива, ведь люди чувствуют конкуренцию», — говорит эксперт.
Но работодатели не предвидят особенно бурных волнений в 2008 году. «По моему мнению, напротив, сейчас наблюдается спад забастовочного движения. Цифры Росстата говорят об этом довольно красноречиво. Динамика протестного движения такова. В 2002 году в РФ зарегистрировано 80 забастовок, в 2003-м — 67, в 2004-м — 5918, в 2005-м — 2575, в 2006-м — 8, в 2007-м — 8», — заявил «Газете.Ru» председатель Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Олег Еремеев. Разница в подсчетах с авторами исследования, видимо, объясняется тем, что КСОРР учитывает лишь законные забастовки, а почти все стачки 2007 года не были признаны судом таковыми.
Но если забастовки и пройдут, то вряд ли рабочие добьются своего. Во-первых, работодатели не склонны идти на уступки.
«Чтобы остаться на плаву и не спасовать перед конкуренцией, большинство предприятий вынуждены вкладывать всю полученную прибыль в развитие производства, в закупку современного оборудования. На увеличение фонда оплаты труда, поддержание социальной инфраструктуры средств не остается, — оправдывает Еремеев позицию руководства компаний.
— Но разве можно винить работодателя за то, что он заботится о сохранении предприятия, а в конечном итоге, и рабочих мест?»
К тому же предложение на рынке труда превышает спрос. «Из-за текучки кадров на одну вакансию претендуют несколько человек»,
— отмечает Бахарев. И это в столице, а что говорить о небольших городах с одним-двумя градообразующими предприятиями? Кроме того, на низкооплачиваемые должности всегда найдутся желающие из мигрантов. «Только на следующем этапе развития профсоюзов в России начнется массовое включение в них миллионов рабочих-мигрантов», — пишут эксперты ИГСО. «Работники знают, что лучше зарабатывать не так много, как хотелось бы, но стабильно, нежели остаться на улице и получать мизерное пособие по безработице. Кстати, его величина не менялась уже в течение нескольких лет. Сегодня максимальное пособие по безработице составляет всего 2880 рублей. А это меньше любой месячной зарплаты в стране», — приводит другой довод Еремеев.