Сингапурская государственная инвестиционная компания Temasek Holdings Pte. Ltd. проводит переговоры о вложении $5 млрд в крупнейший инвестбанк США Merrill Lynch & Co, пишет в пятницу The Wall Street Journal со ссылкой на осведомленный источник.
Такое вложение окажется совсем не лишним для Merrill Lynch, серьезно пострадавшего от кризиса ипотечных кредитов subprime в США. Потери банка в третьем квартале 2007 года составили почти $8 млрд. По итогам второго полугодия списания могут удвоиться, пишет WSJ, так что общая сумма составит около $15,9 млрд. А цена акций с начала 2007 года рухнула на 40%. Текущая капитализация Merrill Lynch оценивается в $47 млрд.
Другой американский банковский гигант Morgan Stanley приглянулся властям Китая. Накануне официальный Пекин сообщил, что принял решение вложить $5 млрд в MS, купив через госкомпанию China investment 9,9% акций. Днем ранее MS опубликовал информацию об убытках более чем в $9,4 млрд, которые он понес в результате ипотечного кризиса в США, но, по прогнозам, они могут вырасти до $10,4 млрд.
Помощь с востока также придет в банк UBS, списавший из-за кризиса $13,5 млрд. Компания объявила о продаже акций на $11,5 млрд неизвестному ближневосточному инвестору и другой сингапурской госкорпорации The Government of Singapore Investment Corp. Еще одна жертва ипотечного кризиса — Citigroup Inc., чьи потери оцениваются в $6,5 млрд, но могут дотянуть и до $10–13 млрд, — получил $7,5 млрд от Abu Dhabi Investment Authority.
«Это уже тенденция», — говорит старший аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Владимир Рожанковский. Все началось в октябре 2007 года, вспоминает он, когда китайский China CITIC Bank объявил о желании купить пакет акций пятого по величине американского инвестбанка — Bear Stearns.
«Развивающиеся рынки начинают наступать. Может быть, пока это временное явление, обусловленное кризисом, но к тому моменту, когда все успокоится, в структуре акционеров крупнейших американских банков будут азиатские компании. У многих будут блокпакеты»,
— считает Рожанковский.
Россия почему-то не участвует в этой мировой распродаже. «С экономической точки зрения у нас очень много резервов и мы могли бы почти на равных с Азией участвовать в торгах за американские инвестбанки, — отмечает начальник аналитического управления ИК «Олма» Владимир Детинич. — Но финансовая система в России недоразвита. Поэтому сделать это могут только государственные банки».
Но власти это не интересно. «Государство не проявляет интерес к таким покупкам, а банки сами пострадали от ипотечного кризиса»,
— констатирует Рожанковский.
Это не сознательная позиция властей, а, скорее, «нерасторопность», инерционность, полагают аналитики. «Государство сильно занято собой — предвыборные кампании, раздача министерских портфелей… Между тем это действительно редкая возможность. Капитализация Bear Stearns сейчас в 3 раза меньше, чем у ВТБ», — сетует Рожанковский.
Между тем при наличии политической воли госмонстры — ВТБ и Сбербанк — могли бы одолжить деньги под фондирование, например, у Центробанка, и поспорить за тот же Bear Stearns. «Это выход на американский рынок, который, что ни говори, крупнейший рынок финансовых услуг, там объемы и культура инвестирования не в пример нашим. Это также была бы возможность создания платформы для выхода российских акций на этот рынок», — иллюстрирует Рожанковский. Для ВТБ даже интересней был бы Citigroup, который обосновался в России. «Но это первая корпорация по обороту в мире. И тут для покупки даже небольшого пакета потребуются десятки миллиардов долларов», — отмечает Рожанковский.