В четверг Россия начала переговоры по поводу вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) с Саудовской Аравией, сообщает заместитель главы департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко. Здесь, уверяет он, проблем особых нет, поэтому скоро переговоры будут завершены. Это будет последняя страна — член ВТО, с которой России нужно было их провести.
Впрочем, в четверг о своих претензиях к России по поводу ВТО напомнила Грузия. «Позиция Грузии по-прежнему неизменна и она предусматривает выполнение обязательств, взятых подписанным 28 мая 2004 года протоколом, в частности, касающимся передвижения товаров между нашими странами и с точки зрения урегулирования существующих проблем администрирования», — говорится в сообщении грузинского министерства экономического развития, распространенном в связи с проведением двусторонних переговоров. Грузинская сторона по-прежнему настаивает на легализации двух действующих на грузино-российской границе таможенно-пропускных пунктов — Гантиади-Адлер (Абхазия) и Роки--Нижний
Зарамаг (Южная Осетия). Она подготовила свои предложения, которые также планируется обсудить в четверг на очередном раунде двусторонних переговоров.
Глобально Россию от ВТО отделяют три нерешенных вопроса, заявил Кушниренко. Самый непростой из них — сельское хозяйство.
Нам предлагают ограничить субсидирование агрокомплекса на уровне 15% от валовой внутренней продукции сельского хозяйства — пока это порядка $4,5–7 млрд. Мы настаиваем на увеличении допустимой суммы до $9 млрд в год, объясняя, что это все равно гораздо меньше того, что тратят на поддержку своих производителей европейские страны и США. «Данные переговоры носят крайне сложный характер», — признают в Минэкономразвития.
Второй вопрос — фитосанитарные нормы. «Россия должна привести режимы технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер в соответствие с правилами ВТО, совершенствовать правоприменение в указанных сферах», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе МЭРТа.
Последний вопрос касается государственных торговых предприятий (ГТП). По определению ВТО, это государственные и негосударственные организации, имеющие специальные права или привилегии, реализуя которые они своими закупками или продажами оказывают влияние на объем или географическое направление экспорта или импорта страны. Россия должна привести свои ГТП в соответствие нормам ВТО. «Правила ВТО не запрещают создание таких предприятий. Однако каждый член ВТО должен информировать секретариат ВТО об их наличии», — отмечают в Минэкономразвития. При этом ГТП не должны дискриминировать прочие предприятия. Это требование распространяется и на закупки для федеральных нужд, госзаказ, закупки и поставки по межправительственным соглашениям.
То есть от нас требуют, чтобы к конкурсам на эти поставки допускались все желающие. Но Россия не намерена распространять это правило на иностранных поставщиков.
Но все же все эти вопросы решаемы, считают в МЭРТе. Об этом свидетельствует обещание чиновников МЭРТа вступить в ВТО к 1 июля 2008 года, что резко отличается от ставшей уже традиционной расплывчатой формулировки «до конца следующего года».
Впрочем, испортить планы переговорщиков может Украина, которая, по всей видимости, вступит в ВТО раньше России.
«Мы ожидаем, что приблизительно 10–15 декабря будет заседание Генерального совета, где будет представлен позитивный отчет по Украине, и мы имеем сегодня все основания надеяться на позитивное решение», — заявил президент Украины Виктор Ющенко, назвав это «лучшим подарком для Украины, прежде всего для ее делового мира, на Рождество». Европейцы уже ждут наших соседей в ВТО. «Со стороны Украины осталось решить буквально 1–2 вопроса. Как только в Женеве будет принято положительное решение, мы сможем, даже не дожидаясь его ратификации, начать работу по созданию платформы для зоны глубокой свободной торговли с ЕС», — заверил Еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон.
При вступлении Украины в ВТО к России возникнут дополнительные требования, уверен эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Это и вопросы по энергетике — по поставкам газа. Возможно, от нас потребуют отменить дискриминационный режим поставок металлургической продукции из Украины в Россию. «Российским компаниям трудно будет конкурировать с украинскими: там дешевле рабочая сила и меньше транспортные издержки», — отмечает Абзалов. Не исключены просьбы, связанные с трудовыми мигрантами.
С другой стороны, существует проект синхронного вступления в ВТО Украины, России и Казахстана, напоминает Абзалов. Возможно, что Украина притормозит свое вступление и подождет «соседей», если лоббировать это решение будут такие личности, как Игорь Коломойский, владелец группы «Приват» и спонсор Блока Юлии Тимошенко, или Ренат Ахметов, структурам которых не нужна конкуренция со стороны западных компаний.