«Мы ожидаем еще больший приток иностранного капитала на российский рынок и еще большей активности западного посреднического бизнеса и иностранных инвесторов», — оценил перспективы следующего года зампред Банка России Константин Корищенко в среду на Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В этом прогнозы ЦБ совпадают с ожиданиями большинства аналитиков. Несмотря на бурный рост иностранных инвестиций в Россию в этом году, фондовому рынку досталось не слишком много из этих средств. По данным Росстата за январь-сентрябрь, приток портфельных инвестиций из-за рубежа составил $1,547 млрд. Это в 2,3 раза больше, чем за девять месяцев предыдущего года, но, по мнению экспертов, показатели могли быть еще лучше. «Вялость» иностранцев объясняется грядущими выборами. «Инвесторы предполагают их исход, но все же предпочитают подождать официальных результатов. Выборы пройдут и инвесторы определятся», — говорит начальник аналитического отдела ИК «Баррель» Сергей Юров.
Притоку иностранных денег на наш фондовый рынок способствует и кризис ликвидности, порожденный ипотекой, продолжающий сотрясать компании США.
«Деньги из США будут уходить в развивающиеся рынки. Они уже стремятся в Бразилию и Индию. До России пока просто не дошли, но дойдут в 2008 году», — считает исполнительный директор ИК «Ист Кэпитал» Дмитрий Сачин.
Однако грядущий инвестиционный бум не радует Центробанк, а, похоже, пугает.
«Если в ближайшие два года мы не завершим развитие инфраструктуры фондового рынка и не доведем фондовый рынок до ума, мы получим массу последствий, в том числе предполагаемое обращение акций «Газпрома» на китайских биржах, а не на российских», — предупредил Корищенко.
Особенно большие вопросы у запреда ЦБ вызывает «регулирование бирж» и «клиринговые институты».
Опасения Центробанка кажутся экспертам несколько преувеличенными. «У нас на бирже все нормально», — успокаивает Юров. «Нет у нас таких инфраструктурных ограничений, устранение которых при желании займет чисто технически больше месяца», — убежден Сачин.
Бояться, что иностранцам нечего будет купить в России, тоже не стоит. У нас очень много недооцененных компаний.
«При космических ценах на нефть, которые есть сейчас, акции нефтяных компаний торгуются ниже уровня апреля 2006 года», — отмечает Юров. К тому же довольно много бумаг, по его словам, просто «нерасторгованны», то есть объемы сделок по ним невелики. «Потенциал роста есть в энергетике, что связано с реформированием РАО ЕЭС», — добавил эксперт.
Что касается планов «Газпрома», которые, как выяснилось, не нравятся ЦБ, то проблема здесь не инфраструктурная. В середине ноября зампред правления монополии, глава «Газпром экспорта» Александр Медведев рассказал, что «Газпром» действительно рассматривает возможность размещения акций на китайской площадке — Шанхайской бирже. Но целью этого он назвал повышение стоимости компании. Видимо, российского гиганта вдохновил триумф компании PetroChina, капитализация которой за день взлетела почти в два раза благодаря китайским торгам и вывела ее на первое место в мире.
Чтобы России создать столь же эффективную площадку у себя, нужно активно привлекать инвесторов и эмитентов.
«Задача государства — не тормозить выход новых компаний на биржи. Давайте упростим процедуру эмиссии акций, сделаем так, чтобы между выходом бумаг на рынок и регистрацией ФСФР не проходили недели, ведь это «замораживает» деньги инвесторов. Это то, что действительно зависит от государства, и если оно организует это, бизнес сделает все остальное», — предложил Сачин. Кроме того, раз уж мы смотрим на Китай, можно поучиться у них. «В Китае, если мы с вами хотим вывести на биржу новых эмитентов, государство компенсирует часть расходов и комиссий за размещение», — рассказал Сачин.