Вступление России в ВТО может оказать отрицательное воздействии почти на четверть регионов страны. «Есть 22 региона, где потенциально рост импорта в условиях присоединения к ВТО может привести к негативному влиянию на региональный рынок», — сообщил в среду директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, выступая на «круглом столе» в Счетной палате. Глава «переговорщиков» при этом подчеркнул, что для 64 регионов последствия будут «нейтральными или позитивными».
Данные, озвученные Медведковым, получены из доклада, подготовленного Государственным университетом — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). Работа посвящена анализу и оценке экономических последствий вступления в ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом региональных аспектов. Полный текст доклада ГУ-ВШЭ пока не обнародован. Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе ВШЭ, эта работа выполнялась для МЭРТа и уже отдана заказчику. Зато известно, что с выводами специалистов Минэкономразвития согласно.
С приведенными Медведковым данными соглашаются и эксперты. «Эта цифра оправдана. Ряд регионов может испытать в той или иной мере негативные последствия.
Это те территории, экономика которых недостаточно диверсифицирована и где сконцентрированы производства, относящиеся к наиболее уязвимым отраслям, — говорит эксперт Экономической экспертной группы Игорь Беляков. — Это текстиль, автомобилестроение, гражданская авиация, в какой-то мере сельское хозяйство».
Эти отрасли испытают повышение давления со стороны иностранных конкурентов, так как условия присоединения к ВТО предусматривают снижение импортных пошлин на их продукцию. «К этим изменениям у нас чувствительны легкая промышленность, мебельная промышленность, автопром, фармацевтика», — добавляет эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.
Регионы, гда развита такая промышленность, могут столкнуться не только со снижением роста экономики, но и с усилением безработицы. Это признает и Медведков. Одной из серьезных проблем, сказал он, может стать снижение занятости населения в тех регионах, где есть легкая промышленность, в частности, производство мехов и одежды.
Кроме того, муниципальные бюджеты столкнутся с недобором средств, особенно те, которые сильно зависят от градообразующих предприятий. В частности, заметил Медведков, это относится к Тольятти, где производятся легковые автомобили.
Впрочем, негативные последствия будут компенсированы позитивными последствиями для предприятий других отраслей, считает Медведков. Поэтому в целом вступление России в ВТО «не приведет к существенным последствиям для российской экономики в целом».
«Многие сектора мы достаточно хорошо защитили, оговорив переходный период в снижении таможенных пошлин, или (в секторе финансовых услуг) в отношении доли иностранного капитала. И даже в автомобилестроении появляется много совместных предприятий, с активным участием японских, германских компаний. В принципе в этом есть выход», — подтверждает Беляков. «Не надо недооценивать позитивные последствия от вступления в ВТО, — соглашается с Медведковым и Сальников. — У нас облегчится экспорт на другие рынки, что скажется на росте обрабатывающих производств».
Вопрос, что Россия проиграет, а что выиграет от ВТО, обсуждается вот уже более 10 лет. Но сейчас, когда переговоры вышли на завершающую стадию, рассуждать о том, стоит или не стоит нам туда вступать, не имеет смысла.
Другое дело, что надо подумать над тем, как в новых условиях компенсировать негативные последствия, с которыми могут столкнуться регионы и муниципалитеты.
Кроме того, высокие ввозные пошлины — не единственный механизм борьбы с засильем импорта. «Если мы хотим защитить свою промышленность, мы могли бы навести порядок на таможне, устранив «серый» импорт, который де-факто облагается нулевой пошлиной. Положительный эффект от этого будет перекрывать понижение пошлин», — советует Сальников.