Количество частных жилищных управляющих организаций в России за первое полугодие 2007 года увеличилось в 1,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, сказал в среду на первом всероссийском совещании управляющих организаций в жилищной сфере министр регионального развития РФ Дмитрий Козак. «Это хорошие темпы, но это не значит, что мы должны успокоиться», — заявил глава Минрегионразвития.
Действительно, успокаиваться рановато. К политике, которую проводит правительство в сфере ЖКХ, у участников рынка сегодня множество претензий. В настоящее время жилищную сферу в России регулируют 15 различных ведомств, негодует председатель комитета по собственности Государственной думы РФ Виктор Плескачевский. «Фактически это означает, что 15 различных ведомств могут выпускать нормы и правила в сфере строительства, — говорит он. — Сегодня у нас нет сферы, которая бы регулировалась так много и так бестолково».
В результате «на выходе мы получаем здания с непредвиденным уровнем рисков, в том числе на уровне проектной документации, выдачи лицензий, производства стройматериалов, а также на уровне собственников», — считает Плескачевский.
Депутат Госдумы Галина Хованская высказывает другие претензии. «Власть еще не прошла свою часть пути, чтобы граждане стали создавать товарищества собственников жилья», — считает она. «Как создавать товарищество в доме, в котором не было капитального ремонта?» — задается вопросом депутат. Жильцы старых домов, нуждающихся в ремонте, оказываются перед сложным выбором: остаться со старым ДЭЗом и сохранить накопленные средства или перейти на новые формы управления и платить за капитальный ремонт из своего кармана. Возмущают депутата и нормы закона «О создании фонда содействия реформированию ЖКХ». Этот фонд был создан по требованию президента для расселения и ремонта ветхого жилья. Но, согласно закону, муниципалитеты вправе требовать деньги из этого фонда лишь в том случае, если доля ТСЖ в них к 2011 году достигнет 20%. «Какое право имеют власти устанавливать определенный процент?» — возмущается депутат.
По мнению Хованской, исходить необходимо из состояния домов, а не из определенного процентного показателя: «Как же так можно, ведь люди окажутся под обломками!» — называет результаты такой политики депутат.
Есть и другие проблемы, которыми предстоит заняться Козаку. Одна из них — «это недостаточная прозрачность конкурсных процедур» при выборе управляющей компании, говорит исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Владимир Передерий. Органы власти сегодня сдерживают проведение открытых конкурсов, согласны с ним другие эксперты. За первое полугодие 2007 года по всей стране был проведен всего 31 конкурс, озвучивает статистические данные начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Владимир Ефимов. Кое-где результаты конкурсов были просто фальсифицированы, отмечает он. В некоторых домах за граждан выбор сделали муниципалитеты — и в результате процесс управления многоквартирными домами стали осуществлять все те же ДЭЗы. «На самом деле обслуживается частниками (частными управляющими компаниями.— «Газета.Ru») не более 6% домов», — подсчитал председатель совета ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин.
«В ЖКХ малый бизнес необходим, — говорит эксперт. – Но его туда просто не пускают».
Отрасль монополизирована, несколько компаний пытаются захватить весь рынок управления многоквартирными домами, поддержал Пургина Плескачевский.
Ситуацию усугубляет пассивность населения. Граждане просто не в состоянии управлять домами, считает член совета директоров «Миракс Групп» Максим Привезенцев. Они даже не могут прийти на собрание, отмечает он (впрочем, ЖЭКи норовят проводить собрания жильцов, избирающих форму собственности, летом, когда многих нет на месте, а при отсутствии кворума в протоколе собрания обычно пишется то, что нужно коммунальщикам). Всего 5% собственников готовы к тому, чтобы управлять домами, соглашается депутат Государственной думы Александр Коган. Если бы собственники многоквартирного дома участвовали в собраниях, то они хотя бы знали, за что платят, говорит Ефимов. В договорах, заключаемых гражданами с управляющими компаниями, все платежи подробно прописаны. Получая же квитанции, в которых указана только общая сумма, собственники этого не узнают, говорит Ефимов.
Эксперты надеются на помощь нового министра в решении накопившихся проблем. В Минрегион пришел человек, который, как известно, отвечает за свои слова, надеется президент Ассоциации строителей России Николай Кошман.