Услугами в сегменте допобразования регулярно пользуются 40% родителей. При выборе курсов они чаще всего ориентируются на стаж преподавателя и отзывы других учеников. Это показало исследование, проведенное аналитиками ЮKassa (сервис для приема онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и «Фоксфорд», с результатами которого ознакомилась «Газета.Ru».
В январе-марте 2024 года оборот всех компаний в сфере образования вырос на 3% по сравнению с январем-мартом 2023 года. Оплат стало на 33% больше, плательщиков — на 4% меньше. Средний чек снизился на 23% и составил 2 373 рубля — аналитики связывают такую динамику с тем, что пользователи стали покупать больше услуг по невысоким ценам.
Заметнее всего растут дополнительные курсы при вузах. Оборот в этом сегменте вырос более чем втрое, а количество платежей и плательщиков — более чем вдвое. Средний чек увеличился на 31% и составил 10 905 рублей. Такая динамика может говорить о заинтересованности абитуриентов и их родителей в дополнительной подготовке к поступлению.
Большинство участников опроса тратят на дополнительные занятия для детей от 5 до 10 тысяч рублей в месяц — такой вариант выбрали 32% респондентов. У 25% опрошенных на это уходит до 5 тысяч рублей, у 19% — от 10 до 15 тысяч, а у 14% — более 15 тысяч в месяц. Еще 10% пользуются только бесплатными курсами — посещают дополнительные занятия в школе и т. п.
Ситуация со способами оплаты в сегменте дополнительного образования отражает общую тенденцию на рынке — покупатели все чаще выбирают альтернативные методы. Так, в первом квартале этого года доля банковских карт при оплате образовательных услуг составила 61% по обороту и 71% по количеству платежей (в 2023 году было 75% и 80% соответственно). В то же время доля метода SberPay увеличилась до 21% по обороту (было 19%) и до 19% по числу платежей (было 16%).
Услугами в сегменте допобразования регулярно пользуются 40% респондентов с детьми школьного возраста. Из них 31% предпочитает онлайн-курсы, 29% выбирают офлайн-обучение, а 40% совмещают оба формата.
Спортивные секции и курсы иностранных языков оказались самыми востребованными среди участников опроса — на каждый из этих вариантов пришлось по 19% ответов. Еще 16% проголосовали за базовый курс по предметам из школьной программы, 13% — за их углубленное изучение, а 15% — за дополнительные занятия и кружки, не связанные со школьной программой. Курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ выбрали 12% опрошенных, а к олимпиадам — 5%.
Эксперты образовательной платформы «Фоксфорд» отмечают, что в сегменте дополнительного образования лидерами остаются английский язык и программирование. Среди учеников начальной школы популярны также курсы по эмоциональному интеллекту и финансовой грамотности. В средних и старших классах, по данным «Фоксфорда», высоким спросом пользуются курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Самые популярные предметы — математика, физика, обществознание, информатика и русский язык. Востребованы также курсы подготовки к олимпиадам: у учеников начальной школы — по математике, а в средних классах — еще и по информатике, физике, биологии и химии.
«Мы видим, что растет популярность занятий в мини-группах. Еще год назад этот формат был востребован преимущественно в направлениях программирования и английского языка, а сегодня увеличивается спрос на мини-группы по основным школьным предметам, по подготовке к школе и освоению софт-скиллс», — прокомментировала руководитель направления дополнительного образования в «Фоксфорде» Татьяна Павловская.
Пользоваться услугами частных репетиторов предпочитают 42% участников опроса, а 22% выбирают онлайн-школы и другие образовательные учреждения. Для 32% актуальны оба варианта, а 3% обращаются к учителям и репетиторам в школе.
При выборе репетитора респонденты чаще всего обращают внимание на его стаж (32%), отзывы других учеников (28%) и стоимость занятий (20%). Для 17% также важны награды и достижения учителя в его предмете. Еще 4% обращают внимание на морально-этические качества педагога и прислушиваются к рекомендациям знакомых.
Ранее абитуриентам напомнили про минусы онлайн-формата обучения в вузе.