Первые тридцать лет своей блестящей карьеры Вицин был ведущим актером Театра им. Ермоловой и в кино снимался сравнительно редко. Хотя дебютировал довольно рано, в конце 40-х годов, сыграв три раза подряд роль Гоголя. Первая заметная картина с Вициным в главной роли — «Запасной игрок» — вышла на экраны в 1954 году. Роль была лирическая, в ней не было ничего от его будущих легендарных комических образов. После этого почти десятилетие Вицин снимался в незначительных эпизодах или в небольших характерных ролях, вроде Сэра Эндрю Эгьючика в «Двенадцатой ночи» Шекспира, экранизированной Яном Фридом. Перелом в творческой биографии Вицина случился в 1961 году, когда на экраны вышел короткометражный водевиль Леонида Гайдая «Самогонщики»: там впервые появилось трио Труса, Балбеса и Бывалого. Вицин вместе со своими партнерами Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым стал идолом советской кинокомедии. С тех пор стало хорошим тоном, упоминая имя артиста, добавлять, что его актерские возможности бесконечно шире, чем можно себе представить, глядя на эскапады легендарной троицы. Как бы то ни было, но это справедливое наблюдение. Вицин обладал незаурядным даром драматического артиста, но кинематограф его времени не способствовал полному раскрытию этих талантов. В истории он остался, однако, как один из выдающихся комиков XX века, в одном ряду с Чаплиным, Китоном и Ильинским.