14 картин и одна жизнь: 120 лет со дня рождения Михаила Ромма
Михаил Ильич Ромм родился 24 января 1901 в Иркутске в семье врача, сосланного за распространение нелегальной литературы. Спустя девять лет семья вернулась в Москву. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, будущий режиссер был недоволен своими работами скульптора, поэтому по окончанию даже не забрал диплом. Спустя несколько лет он стал внештатным сотрудником кинокомиссии в Институте методов внешкольной работы, получив таким образом доступ ко многим картинам. Каждый фильм просматривался им по два-три десятка раз, что в последствии помогло Ромму в работе над собственными лентами.
В 1930 году Ромм дебютировал в кино как соавтор сценария фильма «Реванш». В 1931 году режиссер Александр Мачерет пригласил его ассистентом на фильм «Дела и люди», а в 1933 году Михаилу Ильичу была поручена первая самостоятельная работа — немой фильм «Пышка» по произведению Ги де Мопассана. Потом были «Ленин в Октябре», «Мечта», «Убийство на улице Данте», «Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм» и многие другие картины.
К 120-летию со дня рождения великого режиссера и педагога киноканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и «Газета.Ru» подготовили галерею с уникальными фото М.Ю. Ромма и кадрами со съемок.
close
Михаил Ильич Ромм
Михаил Ромм известен не только своими киноработами, но и как блестящий педагог, воспитавший целую плеяду прекрасных режиссеров. Среди его учеников: Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Александр Митта, Андрей Тарковский, Никита Михалков, Сергей Соловьев, Андрей Кончаловский, Андрей Смирнов.
Кадр из фильма «Пышка»
«Пышка» — первая самостоятельная работа Михаила Ромма. По условиям студии в фильме должны были быть задействованы не более десяти актеров и пяти декораций. На производство можно было потратить не более 150 тыс. рублей. Поэтому кино сделали немым. В картине сыграли: Галина Сергеева, Андрей Файт, Анатолий Горюнов, Татьяна Окуневская. В триллере «Семь» в любви к «Пышке» признался Дэвид Финчер, поместив в кадр плакат на стене квартиры одного из героев.
На съемочной площадке фильма «Пышка»
К моменту съемок «Пышки» у Ромма не было серьезного режиссерского опыта. Он вспоминал: «до сих пор помню то ощущение жгучего стыда, которое я испытывал каждый раз, входя в павильон. Я просто не знал, с чего начинать и как действовать».
«Пышка» также стала кинодебютом великой актрисы Фаины Раневской. Хотя после съемок она вообще хотела отказаться от работы в кино.
На съемочной площадке фильма «Ленин в октябре»
В 1937 году Михаилу Ромму к юбилею Октябрьской революции было поручено сделать фильм о Ленине. Одним из успехов фильма считается исполнитель главной роли — актер театра Вахтангова Борис Щукин, который не сразу согласился на предложение сниматься. Но именно эта роль стала главной в его карьере. В первый год проката было выпущено 900 копий фильма, картину показали во Франции и США. «Мосфильм» после успеха этой ленты и последовавшей за ней комедии Григория Александрова «Волга, Волга» вырвался в лидеры советской киноиндустрии.
На съемках фильма «Девять дней одного года»
В начале 1960-х годов Михаил Ромм снял один из главных фильмов периода оттепели «Девять дней одного года». Картина рассказывает не о рабочем классе, а о представителях науки — физиках-ядерщиках. По сюжету один из них — герой Алексея Баталова — получает опасную для жизни дозу радиации, но тем не менее продолжает работу. В ленте появилась плеяда молодых, впоследствии ставших звездами актеров: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Лаврова, Евгений Евстигнеев.
На съемках фильма «Девять дней одного года»
«Девять дней одного года» был снят в новаторской манере. В нем была поднята популярная на тот момент дискуссия о физиках и лириках. Картину признали лучшим фильмом 1962 года, она получила несколько престижных наград: Большую премию «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах, Почетные дипломы международных кинофестивалей в Мельбурне и Сан-Франциско. Ленту посмотрели почти 24 млн зрителей.
Михаил Ромм с соавторами фильма «Обыкновенный фашизм»
Фильм Ромма «Обыкновенный фашизм» — один из эталонов документального кино. Авторы рассказывают не только о преступлениях нацизма, но и пытаются исследовать причины возникновения фашизма как такового, ответить на вопрос, как простые обыватели под влиянием идеологии становятся послушными исполнителями воли вождей.
Михаил Ромм при просмотре архивных фотографий времен Второй мировой войны»
В фильме «Обыкновенный фашизм» использовалась трофейная хроника Министерства пропаганды Третьего рейха, личный архив Гитлера, фотографии из лагерей смерти и любительские фото немецких военных.
На съемках фильма «Обыкновенный фашизм»
Для фильма также велись съемки «скрытой камерой» на улицах Берлина. Нужны были кадры мирной жизни: влюбленных, детей, обычных горожан. Для этого использовался длиннофокусный объектив, который позволял снимать людей, находясь на другой стороне улицы.
Михаил Ромм и оператор Герман Лавров на съемках фильма «Обыкновенный фашизм»
Во время работы над фильмом авторы посещали ГДР и Польшу, чтобы снять Освенцим, Майданек, Бухенвальд. Михаил Ромм: «Герман Лавров — художник, который умеет думать. Ему удалось разбить ощущение холода музейной экспозиции. Медленные панорамы полны глубокой горечи. Вещественные доказательства смерти сняты с мужественной простотой».
Михаил Ромм при работе над фильмом «Обыкновенный фашизм»
Закадровый комментарий в ленте принадлежит режиссеру. Вначале Ромм хотел взять для этой цели диктора. Но на рабочих просмотрах и на худсовете Ромм комментировал эпизоды фильма самостоятельно. После чего ему предложили записать закадровый текст. Особая интонация стала одним главных отличительных признаков фильма. Михаил Ромм: «Я решил импровизировать текст, каждый раз чуть-чуть меняя его. И это было самое трудное. Каждая часть отнимала целый день работы».
Михаил Ильич Ромм
Михаил Ромм умер в 1971 году во время работы над новым документальным проектом «Мир сегодня». Фильм должен был рассказывать о глобальных событиях, угрожающих цивилизации. Впоследствии работу над лентой закончили Элем Климов, Герман Лавров и Марлен Хуциев. Фильм вышел в прокат под названием «И все-таки я верю». В кадре звучал голос самого Ромма: авторский текст, надиктованный режиссером незадолго до смерти. Режиссер успел озвучить кадры мировых войн и атомной бомбардировки Хиросимы. После этих эпизодов на экране появляется текст: «Здесь обрывается голос автора… Дальше пойдут надписи».