На сцене Мариинского театра представили балет «Двенадцать», сообщает Общественное телевидение России.
Это одна из главных премьер тридцатого фестиваля «Звёзды белых ночей», который проходит в эти дни в Санкт-Петербурге.
В основе постановки поэма Александра Блока, положенная на музыку Бориса Тищенко.
«Считаю своим долгом знакомить публику с сочинениями такого большого композитора и передавать свою любовь к его музыке слушателям, – отметил художественный руководитель – директор Мариинского театра Валерий Гергиев. – Музыка Тищенко сложнейшая, но его произведения – и для музыкального театра, и симфонические – могут собирать восторженные залы везде».
В качестве пролога авторы спектакля использовали саму поэму «Двенадцать», а также три песни на стихи Марины Цветаевой.
Хореографом-постановщиком выступил солист балетной труппы театра Александр Сергеев.
«По всей партитуре у Тищенко стоят пометки, фрагменты из Блока – не строчки, а обрывки строчек. Он как бы сообщает, какой момент текста соответствует музыке или о чем он думал, когда писал тот или иной фрагмент, – рассказал Сергеев. – Мне кажется, он так почувствовал и прочувствовал Блока и с ним вышел в какое-то вневременье. И поэма, и музыка оказались вне времени».
Ещё один показ балета состоится днем 16 июля.
Александр Сергеев подчеркнул, что хотел максимально уйти от гротесковости, и в том числе и в костюмах. «Но не получается: музыка подталкивает, а от нее не открепиться. «Двенадцать» напоминают мне героев фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Когда мы репетируем, я все время вспоминаю об этом. Они такие же лихие, прямолинейные, трусливые, и в музыке все это есть», – говорит он.
В соавторы Сергеев пригласил Леонида Алексеева, прежде оформлявшего драматические спектакли, который одновременно исполняет роль художника по костюмам и сценографа.
«Нам хотелось стереть опыт предыдущей постановки и не иллюстрировать поэму. Мы стали обсуждать искусство времен Блока, размышляли об опыте конструктивистов, кубистов, супрематистов. Что касается внешнего вида артистов, то хотелось, чтобы персонажи взяли что-то от советского человека, существовавшего в формате парада, когда из людей, обезличенных тел, строились пирамиды», – пояснил Александр Сергеев.
Фестиваль «Звёзды белых ночей» завершится 17 июля оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур».