Актриса Светлана Крючкова рассказала, что ей довелось играть у многих выдающихся режиссеров, но ее главный режиссер — Георгий Товстоногов.
«Конечно. Наибольшее влияние на меня оказал Георгий Александрович, хотя я не думала, что попаду в его театр. Я уехала из Москвы к человеку, которого любила, — оператору Юрию Векслеру. Переехала в Петербург, не имея перспективы работать в каком-либо театре. Правда, у меня были съемки фильма по пьесе Вампилова «Старший сын», где я играла роль Натальи. Редактор объединения, в котором снимался «Старший сын», оказался другом Товстоногова. Он сказал ему, что в Ленинград переехала из Москвы очень интересная молодая артистка. И меня вызвали на разговор в БДТ.
Георгий Александрович спросил: «Мне сказали, что вы хотите у меня работать. Это правда?» Я ответила: «Я не знаю такого артиста, который бы у вас работать не хотел». И он пригласил меня на роль 16-летней школьницы в экспериментальную постановку Сергея Юрского «Фантазии Фарятьева». Я встала со стула и сказала своим басом: «Георгий Александрович, я похожа на школьницу?»— «Нет, не похожи, но там нужна именно такая».
Он был гений, всегда говорил: «Режиссура в театре — это распределение ролей». Это правда. У автора было написано: «Входит худенькая 16-летняя девочка». И выходила большая я — вымытое лицо, белые ресницы, короткая школьная форма, бас. Грим был один — чистая голова. Миша Козаков потом говорил мне: «Как я ненавидел тебя весь спектакль, и как я тебя полюбил в конце».
Актрису с широким диапазоном из меня сделал Товстоногов. Он говорил: «Как сыграет эту роль Шарко, мне понятно, а как Крючкова — непонятно. Давайте дадим эту роль Крючковой». У него способ проверки был очень простой — он давал роль. Провалил? Ходи по заднику. А если ты справился с ролью, начинал тебя развивать.
После 16-летней школьницы он дал мне роль 36-летней старой девы в спектакле «Дом на песке» по пьесе Ибрагимбекова. Потом была главная роль в спектакле «Молодая хозяйка Нискавуори» в сложнейшей пьесе финского классика Хеллы Вуолийоки. Рядом со мной, 26-летней девочкой, весь спектакль не покидавшей сцену, был народный артист СССР Кирилл Лавров. И его роль была в три раза меньше моей.
Потом вдруг ни с того ни с сего Товстоногов назначил меня на роль Купавиной в «Волках и овцах». Это было что-то страшное. Я перестала ходить на репетиции, не понимала, как играть эту бесцветную дуру. Мучилась, просила, чтобы он дал мне хотя бы второй состав. Он стоял на своем крепко, однажды в гардеробе, после репетиции столкнулся со мной и спросил: «Что происходит?». Я говорю: «Не понимаю ее логики». Он ответил: «Какая еще логика? У нее такая логика, что нет никакой логики». И вышел, хлопнув дверью.
И я вдруг поняла, что зря искала логику у Купавиной. Я долго не могла найти легкости, но, когда на меня надели шляпку, завязали под подбородком два розовых бантика, поставили мушку на щечку, затянули в корсет, дали зонтик и Товстоногов попросил меня почти после каждой фразы звонко смеяться, вдруг роль покатилась! Именно за Купавину он подал мои документы на звание заслуженной артистки. Он не подавал на звания, потому что подошла чья-то очередь. Нет, надо было сыграть роль на определенном уровне», — цитируют ее «Известия».