Заместитель генерального директора Музеев Кремля Ольга Дмитриева рассказала, с какого момента интерес Петра к коллекционированию обрел системный характер.
«Довольно рано. Петр очень быстро разобрался в том, как именно и по каким принципам устроены западноевропейские коллекции. Было бы большой ошибкой думать, что он собирал всё подряд. Напротив, он осознал, что у каждого собрания есть своя функция, своя задача, обусловленная определенной тематикой. Он начал действовать так же, в результате заложил основы коллекций по самым разным областям знаний.
Речь ведь идет не только о естественных науках. Например, в музее Ост-Индской компании хранилось едва ли не крупнейшее на тот момент этнографическое собрание экзотических тканей, одежд и предметов быта разных народов — от Африки и Китая до Скандинавии, и Петр стал, наверное, первым русским, который увидел это своими глазами. В кабинете купца и финансиста Якоба де Вильде он обнаружил нечто вроде археологической коллекции — античную керамику, мрамор, ювелирные украшения, монеты, геммы. У Николаса Витсена, бургомистра Амстердама, большого знатока, пропагандиста и даже лоббиста русской культуры в Голландии, Петр увидел разные древности, найденные на территории самой России, например, скифское золото, оружие кочевников. И это его поразило.
Вернувшись домой, царь начал стимулировать поиски таких артефактов. Повелел князю Гагарину, генерал-губернатору Сибири, скупать подобные предметы у местных жителей по справедливой цене и отправлять их ко двору. Но вместе с тем Петр издал несколько указов о защите этих курганов от разграбления и о наказании «гробокопателей». Можно сказать, что тогда в нашей стране были сделаны первые шаги по государственной охране памятников истории и культуры.
В силу исторически тесных связей между Россией и Китаем Петр являлся обладателем уникальной китайской коллекции. Кое-что ценное имелось еще в распоряжении его отца. Но, побывав в Европе, государь понял, насколько велик интерес к китайской культуре, особенно при королевских дворах. И Петр стал создавать собственное собрание, однако не прятал его в кабинетах древностей, а выставлял напоказ, украшая китайским антиквариатом свои дворцы и резиденции, т.е. использовал для публичной демонстрации и повышения своего личного престижа как утонченного и просвещенного монарха.
То же самое касается и его художественной коллекции. Петр — первый русский государь, который и сам привозит картины и заказывает их конкретным мастерам», — цитируют его «Известия».