Предположительно ранняя версия картины «Мона Лиза» знаменитого итальянского художника и изобретателя Леонардо да Винчи, написанная примерно на десятилетие раньше выставленной в Лувре «сестры», представлена в четверг в Женеве. Демонстрация полотна была организована «Фондом Моны Лизы», который проводил исследования для подтверждения подлинности картины.
Имена владельцев произведения не сообщаются. Известно, что «Фонд Моны Лизы» назвал картину «Айвортская Мона Лиза» - по названию небольшого города в пригороде Лондона. Ученым потребовалось около 35 лет, чтобы установить, что «Айвортская Мона Лиза» «моложе» знаменитой Джоконды на 11-12 лет.
Автор книги «Мона Лиза: ранняя версия Леонардо», специалист в области истории искусства Стенли Фелдман (Stanley Feldman) ранее в интервью агентству Ассошиэйтед Пресс заявлял, что ни один из проведенных учеными тестов не смог опровергнуть предположение о том, что картина принадлежала кисти знаменитого мастера.
Две «Джоконды» очень похожи, но все же имеют некоторые различия. Так, «Мона Лиза» из Айсворта несколько больше по размеру, и цвета на картине более яркие, чем на картине из Лувра. Основой для полотен также служили разные материалы: более «возрастной» портрет выполнен на холсте, тогда как «молодой» - на дереве. Изображения женщин на обеих картинах почти идентичны, однако фон позади их разительно отличается.
Вместе с тем, профессор Оксвордского университета Мартин Кемп (Martin Kemp) все-таки считает, что «Айвортская Мона Лиза» является не более чем копией картины Леонардо да Винчи, выполненной другим художником. Он считает, что пейзаж за Моной Лизой «лишен атмосферной тонкости», а другие фрагменты картины «не отражают глубокую неуловимость оригинала».