Десятки арт-проектов заняли здания заводов, фабрик и Домов культуры Екатеринбурга в рамках Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая пройдет во второй раз с 13 сентября по 22 октября.
Уральская биеннале имеет ту же структуру, что и международные аналоги - у нее есть и основной проект, и специальные и параллельные программы. Кроме того в ее рамках пройдет ряд семинаров, дискуссий и круглых столов.
Главной выставкой станет проект куратора Ярославы Бубновой «Самое себя глаз никогда не видит», который расположился в здании типографии «Уральский рабочий» в самом центре города. Его название цитирует завершение фразы «Зрение автономно в результате зависимости от объекта внимания, расположенного неизбежно вовне» из стихотворения Иосифа Бродского «Доклад для симпозиума», написанного в 1989 году накануне падения Берлинской стены. В выставке принимают участие порядка 30 международных художников, отобранных к участию Бубновой, которая основала Институт Современного Искусства в Софии и работала над рядом проектов для России, в том числе и для Московской биеннале.
Спецпроекты биеннале разместятся на крупнейших индустриальных площадках Екатеринбурга - так, проект заведующего сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрия Озеркова «От производства к произведению» в центре культуры «Орджоникидзевский» повествует о поиске новых общественных ориентиров в современной ситуации и исследует сознание социума в эпоху кризиса производства и потребления.
Арт-критик и культуролог Валентин Дьяконов подготовил экскурсию «Кусок Европы в зимнем саду» по Музею изобразительных искусств, который был возведен в перестроечные годы. Его коллекция довольно специфична - от Каслинского павильона, который был создан для Всемирной выставки в Париже 1900-го года, западноевропейской живописи и икон до собрания минералов. На этой экскурсии пространство музея будет осмыслено как тотальная инсталляция.
Также на Уральской биеннале покажут балетную постановку, созданную Екатеринбургским театром оперы и балета для промышленной площадки. Одноактная постановка, срежиссированная хореографом, танцовщиком и художественным руководителем театра Вячеславом Самодуровым, станет синтезом современной хореографии, электронной и классической музыки, актуального искусства и заводской архитектуры. Этим спектаклем будет отмечен двойной юбилей - 100-летие Екатеринбургского театра оперы и балета и 195-летие завода «Уралтрансмаш».
Параллельная программа биеннале будет посвящена теме развития городов в индустриальный и постиндустриальный период и ее отражению в творчестве местных авторов и зарубежных художников. Городская среда станет лабораторией для художественных интервенций, а проекты параллельной программы займут пространства галерей, выставочных залов и музеев Екатеринбурга и Свердловской области.
Одна из особенностей нынешней биеннале - так называемые арт-резиденции, тоже, как правило, индустриальные строения, где художники создают собственные арт-проекты. Среди освоенных объектов - действующие предприятия Уральского региона - такие, как ОАО «ПЗГО» в городе Первоуральск - и важнейшие исторические памятники индустриального наследия Урала - такие, как, например, МУК Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» и Невьянский государственный историко-архитектурный музей.
Во время вернисажной недели откроется выставка, на которой будут представлены итоги работы в арт-резиденциях.
Кроме того, с гостевыми проектами в Екатеринбурге побывают крупнейшие московские культурные институции - ЦСК «Гараж» и «Винзавод». Они привезут документальные фильмы про современный арт-процесс и рассчитанный на молодых художников проект «Старт» соответственно.
Уральская индустриальная биеннале современного искусства - международный художественный проект, который направлен на взаимодействие актуального искусства и действующих промышленных предприятий.
Как отмечали ранее ее организаторы, форум развивается как продолжающийся проект, то есть вторая биеннале создается в диалоге с идеями, заявленными на первой: возвращение промышленных пространств на культурную карту города, проблематика индустриального и постиндустриального, советского и постсоветского, материального и символического, производства и потребления.
Бюджет Уральской биеннале в этом году составит 18 миллионов рублей. При этом, по 5 миллионов дают администрация города Екатеринбурга и правительство Свердловской области, а 8 миллионов - министерство культуры РФ.
Первая Уральская индустриальная биеннале состоялась в Екатеринбурге в 2010 году. За месяц работы площадки выставки посетило около 60 тысяч жителей и гостей Екатеринбурга и Свердловской области. Экспозиционное пространство проекта составило более 40 тысяч квадратных метров. В биеннале приняли участие более 250 художников из 59 стран мира.