— Рассказывая о своей прошлой картине «Пространство музыки» про британских уличных музыкантов, вы сказали: «Нам казалось, что им интересен взгляд «со стороны». Это, кстати, та причина, по которой мы не стали снимать фильм о российской музыке». Что изменилось, почему вы решили взяться за отечественных артистов?
— На самом деле, наверное, ничего глобально не изменилось. Просто захотелось посмотреть иначе на город, на музыку, на артистов, которые живут в Москве и пишут здесь музыку. Мы решили попробовать через призму нашего героя Дэна, британского музыканта, узнать столицу и ее музыкальных обитателей под новым ракурсом.
Моя главная мотивация — заново влюбиться в мой родной город, потому что за все эти годы глаз как будто уже сильно замылился, нет вау-эффекта. Иногда очень приятно потеряться в родных и понятных тебе местах — это интересные ощущения. Мне кажется, Москва очень многогранна, а музыка добавляет этом процессу познания особую атмосферу.
Кадр из фильма «Город музыки» (2022)
KION— В самом начале «Города музыки» идет речь о том, как звучит мегаполис. Для вас — как звучит Москва?
— Думаю, так или иначе ответ есть в фильме. Москва звучит так, как ее видят музыканты — и как мы ее увидели во время съемок фильма. Конечно, она всегда звучит по-разному. И в этом году она звучит иначе, чем в предыдущем. И каждый год многое меняется, поэтому звучание точно неоднородно.
— Один из музыкантов в фильме шутит о том, что в мире есть места, которые вдохновляют на творчество, но якобы Москва не из их числа. Вы с этим согласны? Если нет, то что в Москве вдохновляет вас сильнее всего?
— В каждом городе есть определенные места, которые могут вдохновить, расположить к созиданию или к обратному процессу, поэтому каждый выбирает, где ему комфортней всего. Я, например, очень люблю парковую Москву, обожаю район Нескучного сада, очень люблю набережную. Для меня это место силы, в котором всегда есть вдохновение. Да и вообще — Москва меня вдохновляет. Когда ты, с одной стороны, где-то в гуще событий, совсем рядом с центром, но стоит проехать 10-15 минут на велосипеде — и ты уже в Зарядье или на Китай-городе, где возникает какая-то уютная тишина. Ты чувствуешь себя внутри чего-то большого, энергетически заряженного. А с другой стороны, ты рядом с природой и в своей тихой гавани.
— По итогу двух фильмов какие впечатления оставило общение с британскими и российскими артистами? Ощущался какой-то сильный культурный барьер — или, напротив, оказалось, что его нет?
— Наверное, с музыкальной точки зрения — уровень британской музыки повыше, чем у российской на данный момент. Я имею в виду не шоу-бизнес, а независимых музыкантов, которые пишут сами и пытаются самостоятельно продвигать себя. Но в целом, конечно, никаких глобальных различий нет.
Интересная история получилась с нашим британским музыкантом Дэном. Когда он прилетел на съемки из Манчестера, мы уже отобрали музыкантов, которых планировали снимать в фильме. Он очень комплиментарно отзывался об этих артистах, и у нас возникло сомнение, искренен ли он или отвечает больше из вежливости. Тогда мы включили ему музыкантов, которых не включили в фильм, но ему не сказали об этом. И он признался, что эти артисты ему не очень близки. То есть у нас получилось стопроцентное попадание. И к вопросу о различиях, мы поняли, что не важно, где ты живешь и какая у тебя культура, ты все равно понимаешь и чувствуешь всегда что-то настоящее, живое.
— В чем для вас главная красота уличных музыкантов?
— Я очень люблю людей, которые что-то создают. Учитывая, что я сам пишу музыку, во мне многое откликается. На мой взгляд, создание музыки — это самый невероятный процесс. Он непостижим, как и непостижимо влияние музыки на других людей. В этих музыкантах чувствуется любовь к своему делу, у них горят глаза. Хотя никаких особо больших денег на этом они не зарабатывают. А кто-то даже и не выступает. Но в них столько вдохновения, при этом они не особо известны даже в кругах продвинутых меломанов. И если этим фильмом получится привлечь к таким музыкантам дополнительную аудиторию, то, наверное, можно засчитать это за нашу маленькую победу, потому что они все этого достойны.
Кадр из фильма «Город музыки» (2022)
KION— Во время съемок «Города музыки» у вас появились свои любимчики? Или они были до, учитывая то, сколько в кадре известных артистов?
— Сложно выделить кого-то конкретного, потому что за время создания фильма ты их всех начинаешь любить, привязываешься к ним. Но, наверное, могу выделить одну исполнительницу — Алину Маркину, она нас просто поразила своей искренностью и запалом. На момент съемок ей даже не было 18-ти, если я не ошибаюсь. Но то, как она рассказывала о себе, о своем творчестве, — это всех поразило, включая нашего британца Дэна.
— В кадре меняются сезоны, но по сюжету все события фильма укладываются в одну неделю. Почему был выбран такой ход с отсчетом дней — и есть ли в этом какие-то библейские отсылки?
— Я скажу так: какая-то отсылка к идее создания, сотворения чего-то — она точно есть. Хотя изначально я отталкивался от этой цифры, потому что нот семь, а Москва — город на семи холмах. Таким образом получилось объединить наших главных героев: музыку и город, в котором она рождается.
— Артисты в фильме выступают на самых невероятных площадках: какие-то места уникальны, какие-то привычны москвичам, но в картине они очень необычно представлены. Какие съемки и какие локации запомнились больше всего?
— Мы основательно и скрупулезно подбирали площадки для наших артистов, потому что они должны были дополнять друг друга. Для меня было важно увидеть Москву через призму музыки, и иногда достигнутый результат даже превосходил наши первоначальные ожидания. Например, очень красиво в кадре «зазвучали» Крылатские холмы. Невероятным опытом оказалась съемка в Третьяковке, разрешения на которую я добивался почти год. Как я понял, мы чуть ли не первая съемочная группа, которой разрешили снимать там что-то художественное.
А если говорить про масштаб, то навсегда запомню съемку выступления Манижи в «Лужниках». Изначально мы планировали снимать ее номер в Большом театре, но там не удалось договориться, и мы выбрали стадион. Хотя было уже холодно и снимать на открытой площадке было не очень комфортно, но итоговый результат оправдал все наши усилия. Тем более что это был наш финальный съемочный день — и получился очень трогательный финальный аккорд в самой истории.
Кадр из фильма «Город музыки» (2022)
KION— В чем для вас документальный жанр интересней и богаче художественного кино? И есть ли желание снять художественную историю?
— В документалистике все эмоции героев живые, в этом нет постановочности. Жизнь внутри кадра более реальная. Но, конечно, мне бы хотелось снять и художественный фильм. В целом — у меня идея сделать мюзикл, но пока она еще только созревает, я нахожусь на стадии поиска сценариста. Вот, может, благодаря этому интервью удастся его найти (смеется).
— Какие современные документалисты вызывают у вас интерес — и какие работы вы можете назвать образцами жанра?
— Мне нравятся документальные работы, в центре которых истории о творческих людях. Из последнего вспоминается картина «В поисках сахарного человека» — одна из моих самых любимых, очень рекомендую. Еще «Соль земли», «Про рок» Жени Григорьева.
Много прекрасных фильмов, но я думаю, что документалистике не хватает того количества поджанров, которое есть в художественном кино. Отчасти поэтому я придумал позиционировать «Город музыки» как документальный мюзикл. Мне кажется, это сразу увлекает зрителя своей необычностью.
— В одном интервью, рассказывая о съемках своего первого фильма «Пространство музыки», вы говорили, как сложно было собрать нужный бюджет, о переносе съемок. Но потом осознали «судьбоносность времени, в которое все случилось». Учитывая реальность, выход «Города музыки», на ваш взгляд, тоже своевременен?
— Я уверен, что да. Мне кажется, что все происходит так, как должно происходить. Конечно, сейчас он во многом смотрится иначе, чем если бы вышел в прошлом году, — и неизвестно, как будет восприниматься через год или два. Но хотелось бы, чтобы и через 10 лет он сохранил свою актуальность. Мне хочется верить, что это кино способно вдохновить даже в такое непростое время. Хочется верить, что оно может поспособствовать созиданию, потому что разрушения сейчас больше, чем созидания, и хочется хоть как-то попытаться выровнять этот баланс.
— Материалов первого фильма хватило на семь часов беспрерывного просмотра. Сколько хронометража было снято для второй картины — и сложно ли вам расставаться со своим материалом при монтаже?
— Конечно, это всегда болезненный процесс, но документальное кино во многом собирается именно на монтаже. На этот раз съемочного материала получилось еще больше, чем в первом фильме. Я думал, что сборка фильма займет у нас три месяца, а в итоге, справились только за семь.
— Опять цифра семь.
— Да, кстати (смеется).
— Если искусство это взаимообмен, то чему вы научились у героев «Города музыки»?
— Наверное, их страсти и бескомпромиссности, с которыми они занимаются любимым делом. Даже если они не зарабатывают своей музыкой, это все равно больше чем хобби, потому что это огромная и значимая часть их жизни. И мне кажется, очень классно проживать свою жизнь именно так — наполнив ее творчеством и любимыми вещами.
— После просмотра картины остается невероятно светлое, вдохновляющее чувство, с которым долго не хочется расставаться. Вам намеренно хотелось привнести в фильм эту воздушность и даже какую-то сказочность — или форма истории сама себя обрела?
— Я думаю, что ответ на вопрос о форме фильма находится где-то между нашим замыслом и тем, как история рождалась под влиянием самой жизни. Мы многое спланировали заранее, а все остальное уже получилось так, как должно было получиться. Мне итоговый вариант кажется очень органичным: получилось, что вначале мы спускаемся с Крылатских холмов в город, исследуем его с нашими героями, а потом возвышаемся над ним. Для меня музыка ассоциируется с полетом и с безграничностью.
— И, завершая наш разговор: в фильме Манижа рассказывает о том, как спросила своих подписчиков, что для них музыка. Оказалось, что для кого-то музыка это фон жизни, для кого-то — способ обрести новый чувственный опыт. А для вас музыка это что?
— Не хочется говорить какие-то банальные вещи, но для меня музыка — это объект изучения, страсть, огромная часть жизни, вдохновение, возможность получения очень сильных эмоций. Способ изучения мира и внутреннего мира в том числе. Музыка сильнее слов, сильнее текста. Одним словом, это действительно полет (улыбается).