— В самом начале пути группа Brainstorm исполняла альтернативный рок. Почему со временем вы ушли в поп-музыку?
Ренарс Кауперс: Мы не считаем себя ни рок-группой, ни поп-группой. Мы просто играем то, что созвучно нашему вкусу. В слове «поп», кстати, нет ничего обидного — это ведь всего лишь популярная музыка. Если так подумать, то все известные группы — немного поп. Даже Курт Кобейн не стеснялся говорить, что Nirvana играет поп!
— Вы часто записываете песни на русском языке. С чем это связано?
Марис Михельсонс: Это связано с тем, что у нас, к счастью, много русскоговорящих слушателей! Латвия — наша родная и любимая страна, но население Латвии — 1,8 млн человек. Всего! Это в три раза меньше, чем население одного только Санкт-Петербурга. Нам важно, чтобы слушатели в России понимали нас, могли петь наши песни вместе с нами.
— Известно, что вы вместе учились в школе. Идея создать группу была вашей общей мечтой? За столько лет у вас наверняка возникали кризисные моменты.
Каспарс Рога: Это было нашей большой удачей, прежде всего! У каждого из нас были свои причины прийти в группу: один хотел популярности, второй бунтовал против системы, третий желал понравиться девчонкам, четвертый просто случайно зашел, а пятому нравилось писать песни. Мы все очень разные, как четыре стихии, и, конечно, какие-то разногласия у нас бывали, но обычно погода хорошая!
— В чем секрет успеха вашей долгой дружбы?
Кауперс: Brainstorm научил нас искусству компромисса. Когда ты в группе, гораздо важнее договориться, чем отстоять свою правоту, поссорившись со всеми и нарушив процесс. Мы не тянем нашу повозку во все стороны как лебедь, рак и щука, мы действительно уважаем друг друга. Ну и, конечно, главный секрет — мы живем в отдельных номерах на гастролях. Кроме шуток, это самое важное! У каждого должно быть свое личное пространство, тем более когда вы играете вместе больше 30 лет.
— Как вы оцениваете то, что сейчас происходит с современной музыкальной индустрией?
Михельсонс: Происходит то, что всегда происходило. Всегда есть молодые исполнители, революционеры, какие-то новые тенденции, которые на самом деле были, когда я еще не родился, то есть в 50–60-х. Когда появился блюз и джаз, бабушки хватались за головы и говорили своим внукам: «Боже мой, такое слушать нельзя! Это ужас». [Так говорили] про Beatles, Pink Floyd. Через года и десятилетия все это стало классикой жанра. То же самое и сейчас происходит. Бывают очень яркие молодые исполнители, которые появляются из ниоткуда, но очень ярко. Adele, Эд Ширан, Билли Айлиш, разного рода рэп-исполнители.
— Кстати, о рэпе. Как вы думаете, с чем связана популярность жанра сейчас? Как вы относитесь к российским рэп-исполнителям?
Михельсонс: Ну да, можно сказать, что сейчас происходит засилье рэпа. Каждому времени свои кумиры. Было время рока, было время техно, электронной музыки, это до сих пор и есть, только актуальность уходит, и приходит другой жанр. Лично я смотрю на это позитивно. Слушаю и мне нравится, поскольку весь смысл рэпа — в тексте. Я вообще не вижу никакого вреда в этом. Мне нравится Слава КПСС и его знаменитый баттл с Оксимироном. Когда ты смотришь на это целый час, то просто удивляешься тому, насколько можно ярко и глубоко выражаться.
— Ренарс, вы совмещаете музыкальную и актерскую деятельность. Съемки в кино помогают отдохнуть от музыки?
Кауперс: Конечно, потому что это два связанных мира. Интересно переключаться из одного в другой. Это новый опыт, это так здорово, когда ты первый раз оказываешься на съемочной площадке, видишь, как устанавливается свет, как звуковики подключают микрофоны, как актеры репетируют свои роли. Ты видишь, как по маленьким фрагментам собирается фильм. Вдохновляет ли это? Конечно, как и все события, что с нами происходят.
— С чего началась ваша актерская деятельность?
Кауперс: Это звучит очень серьезно — «моя актерская деятельность». Можно сказать наша, потому что первый раз в актерской деятельности группа Brainstorm участвовала в пьесе «Бравый солдат Швейк». Это было в Риге. Нас пригласили как музыкантов, но чуточку мы подыгрывали и другим актерам. У нас были разные образы: мы были железнодорожниками, тюремщиками, девочками легкого поведения, солдатами... Это была очень популярная пьеса, мы сыграли ее, кажется, 135 раз. После этого меня сразу пригласили в фильм «Мистерия старой управы». Это была довольно-таки большая роль и сложная, но я справился. Потом я участвовал в эстонском фильме про Георга Отса, а недавно сыграл модного пирата Версаче в приключенческом фильме «Erik Stoneheart». Обещают, что фильм выйдет в феврале 2022 года. Посмотрим.
— Участие в «Евровидении» помогло вам осознать собственную популярность на мировой арене?
Михельсонс: Не на мировой арене, конечно, но нам лично помогло выступление в 2000 году на «Евровидении» в Швеции. Это было для нас что-то новое. Латвия до этого не участвовала никогда. Мы поехали как группа, с песней, которую мы сами сочинили. Это было очень натурально, нам не надо было придумывать какие-то хитрости, чтобы понравиться публике.
У нас все получилось, мы заняли третье место, после этого было много разных концертов по всей Европе — в Скандинавии, в Германии, в Чехии, в Бельгии, в Эстонии. Молодые артисты думают: «Евровидение — это не мое». Можно так думать и ничего не делать, но можно попытаться показать себя, быть оригинальным, а вдруг получится?
— В этом году на «Евровидении» победила группа Måneskin. Вам понравилось их выступление?
Михельсонс: Я не видел выступление, но знаю, что они сейчас очень популярны. Билеты на концерты быстро распродаются. Только что сам пытался купить билет на их концерт в Ригу, моя дочка очень их любит. Что касается популярности Måneskin, люди любят все живое — музыку, гитары и крутое исполнение.
— 8 октября у вашей группы вышел сингл «Моя Луна» с актером Александром Петровым. Как вы познакомились?
Рога: Наша дружба с Сашей Петровым началась с песни «На заре», которую мы спонтанно исполнили вместе с ним и солистом группы «Альянс» Игорем Журавлевым пару лет назад. Это было очень особенное выступление, можно судить по огромному количеству телефонов в зале, которые нас снимали. В воздухе чувствовалась история и счастье. Потом мы участвовали в Сашином проекте «Эстафетное интервью» в Театре Ермоловой. Мы очень дорожим дружбой с Сашей и радуемся, что он участвует в наших аферах. Для видео к «Моей Луне» Саша сам снял себя дома на телефон, и это идеально вошло в наш видеоконцерт!
— В клипе Александр Петров изображает встречу двух бывших возлюбленных. Это связано с вашими личными переживаниями?
Янис «Мэджик» Юбалтс: «Моя Луна» — очень романтичная, интимная песня. Думаю, что каждый из нас может связать себя с ней. Александру Петрову очень точно удалось эту тонкую линию поймать и превратить в стихи, потому что, я считаю, что хороший стих от плохого отличается именно тем, что ты сам можешь персонифицировать себя с тем, что говорит автор. Поэтому я благодарю его за то, что он принял в этом участие и затронул очень тонкие струны, в том числе моей жизни.
— Кого из современных исполнителей вы слушаете?
Рога: Как режиссер я не могу без визуального, поэтому упомяну последний альбом Канье Уэста «Donda». Это меня очень вдохновило, я всем советую посмотреть.
— Ренарс, вы записывали и сочиняли песни для детских альбомов, а также участвовали как актер и музыкант в детской постановке «Восклицание смеха». Вам нравится работать с детьми? Почему?
Ренарс: Да, мне очень нравится работать с детьми, это очень естественно получилось. Когда родился наш младший сын Аарон, мы с женой Агнес сочинили ему песню. С нее все началось. «Алфавит ради шутки» очень популярна среди детей в Латвии. Там каждое слово начинается на следующую букву алфавита, например: «Арбуз бросает вишню и тд». Детям очень нравится такая история, это помогает им выучить алфавит. И как-то одно ведет к другому: одна песня к другой песне, там уже альбом, потом режиссеру театра нравятся песни, и это уже становится спектаклем. И так потихонечку-потихонечку... да , что только не происходило за это время. Дети — очень честная публика, если им интересно, то интересно, а если нет, то они пропадают (смеется). Я рад, что получился спектакль «Восклицание смеха», где мои песни звучат, и где я тоже участвовал как актер. Несколько пьес еще впереди, но будем надеяться, что скоро сможем их сыграть.
— Вы часто выступаете в разных странах. По вашему мнению, какие слушатели для вас самые благодарные? В какой стране больше всего любите выступать?
Юбалтс: Выступать в Латвии, мне кажется, самое волнительное. Во-первых, люди, как правило, нас слушали еще в прошлом веке, в 90-х. И, конечно, наш латышский язык, на котором мы думаем, сочиняем, и, наверное, эту глубину мы можем передать только на своем родном языке. Следом идет Россия. И это тоже язык, который мы понимаем и на котором мы разговариваем с детства. Мы стараемся проникать не до самой глубины языка, но хотя бы до какой-то его части. Я думаю, этим мы передаем слушателю свою эмоцию, со своим прибалтийским акцентом, и это, конечно, волнительно. Я бы сказал, что зрители везде прекрасные.
— Какие у вашей группы планы на будущее?
Кауперс: Самое главное — мы презентуем видеоальбом «Год без календаря» 21 октября на площадке Lookport. Несколько синглов вы уже могли слышать — «Feels», «Карусели», «Моя Луна». Впервые в жизни новые песни прозвучат сразу в формате видеоконцерта. Мы готовили его полгода: сняли огромный ангар, построили там целый мир Brainstorm, пригласили профессиональных танцоров, акробатов, гримеров и даже живую лошадь. Это будет дважды премьера: во-первых, сам формат, во-вторых, мы там впервые танцуем! Это для нас всех настоящий челлендж.
— У вас есть суперхит «На заре». На ваш взгляд, почему даже сегодня, спустя столько лет после выхода трека, он остается настолько популярным?
Юбалтс: Мне кажется, что в этой песне чувствуется надежда. В 80-е она дала надежду на то, что все изменится, наступят хорошие времена, люди будут жить свободно. Мне кажется, такой месседж был. Сейчас люди хотят прочувствовать эти времена. Надежду людям нужно не терять.