Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Дети подходят после уроков, ждут концерта, респектуют»

Интервью с группой Tyagotenie — об альбоме «Жар», демонах и рэпе для школьников

Tyagotenie — группа из Самары, исполняющая шаманский фолк-рок, и одна из немногих, кто сейчас использует инструмент терменвокс. 3 сентября музыканты выступят на фестивале Moscow Music Week. В интервью «Газете.Ru» гитарист Саша Пучко и вокалистка Аня Пучко рассказали о начале творческого пути, песнях с альбома «Жар», страхах и параллельной работе.

— Как идет подготовка к Moscow Music Week?

Аня: Мы будто не прекращали готовиться. Не успели отойти от AWAZ, как уже новый [фестиваль]. Мы в первый тур только этой весной съездили. Из-за пандемии не смогли разогнаться. Сейчас наверстываем потихонечку.

— Насколько развита музыкальная индустрия в Самаре?

А: Индустрия крутая, но не то чтобы я сильно в ней разбираюсь. «Любовь эмигранта», на мой взгляд, одна из отличительных карточек Самары сейчас. Есть классные группы Supruga и «Раскаты». Сама я родом из Томска. Относительно сцены Самара и Томск — это небо и земля.

— Как ты оказалась в Самаре?

А: Уехала учиться из Томска в Москву. Отучилась, работала в Роскосмосе, а потом познакомилась с Сашей (смеется). Так я оказалась в Самаре. С Сашей мы уже четыре года вместе.

— Чем закончилась твоя история с Роскосмосом?

А: Забором трудовой книжки (смеется). Я работала в коммерческой структуре Роскосмоса. Потом переехала в Самару и открыла для себя абсолютно другую сферу — электротехническую. Сейчас я немного инженер, немного продажник.

— Коллеги слушают Tyagotenie? Что говорят?

А: Очень поддерживают. Сашины коллеги — тоже. Он преподает историю и обществознание в школе. Его ученики ходят на наши концерты. Помню, как на концерте в клубе «Ласточка» в Питере открыли вход и забежали люди с криком «Александр Михайлович». Оказалось, одиннадцатиклассники приехали из Самары на концерт своего учителя.

— Саша, как ты совмещаешь преподавание в школе с музыкой?

Саша: Единственная вещь, которая влияет на образовательный процесс, это тур. Поэтому выступать мы ездим, когда в школе каникулы, либо на выходных. Если где-то отстаем, то потом быстро нагоняем. Кстати, на Moscow Music Week я буду брать отгул (смеется). Ученики остаются при знаниях, группа — при туре.

Раньше я пытался уйти от прямых вопросов учеников, но теперь не ухожу и мне сильно респектуют. После уроков подходят и говорят, что послушали [песни], спрашивают, когда концерт. Восьмиклассники, у которых я преподаю, создали свою группу и играют рок. Это очень приятно.

— Говорят, ты сочиняешь рэпчик для школьников.

С: Вроде бы это даже моя авторская разработка. Я участвовал в конкурсе «Учитель года», вошел в список 20 лучших преподавателей Самары и Самарской области как раз с этой идеей. Не то чтобы я сам сочиняю, это мы вместе с учениками придумываем.

Когда изучаем ту или иную тему, мы основные моменты рифмуем в куплеты. Рэп для них — более понятный формат. Когда ребенок сам прорабатывает тему, находит нужные слова, у него это намного дольше остается в памяти. Урок истории превращается в приключение.

А: Был бы это 2007-й. Было бы, конечно [круче] (смеется).

С: Да, был бы хит.

— Аня, ты с самого начала в группе? Расскажи, с чего все началось.

А: Tyagotenie задумывался как личный проект Саши. Со временем группа разрослась аж до пяти человек и терменвокса (смеется). Саша любит все мистическое и магическое и давно хотел реализовать это в музыке. Изначально был инструментал. Леша, наш басист, играл на акустической гитаре. Были только две акустики и барабаны. Сейчас все выглядит так: Саша — акустика, Леша — бас, Вова — барабаны, Сережа — свет; я — вокал, «термушка».

Моя история в группе началась с того, что я просто ехала и пела в машине. И Саша такой: «Интересно. Надо на следующей репетиции попробовать». Я не помню уже, что именно пела. Возможно, что-то из «Сруба». Я очень долго сопротивлялась, если честно.

— До этого ты не занималась вокалом?

А: Я окончила «музыкалку» по классу фортепиано и вокала. Но после девяти классов я не пошла учиться музыке дальше. Меня тянуло в космическое приборостроение, наноэлектронику. Да и сейчас тянет. Одно другому не мешает. Музыка пришла и поселилась со мной. Все было естественно.

— Ты пишешь тексты песен?

А: Да, пишу, но главный движок в группе — Саша. Что касается слов, то мы их вместе пишем. Нет ни одного текста, который был бы только моим. Саша начинает, а я допиливаю. Ну или наоборот.

— Я читала, что терменвокс появился в группе благодаря тебе. Где ты его нашла?

А: Раньше группа использовала плейбеки, то есть Саша отдельно прописывал дорожку. С одной стороны, это очень атмосферная история, с другой — реализация любого концерта с плейбеком достаточно сложная. Приходится одновременно играть и четко отслеживать каждый звук. Если хотя бы чуть-чуть что-то съедет, то звук уже не тот.

Мы долго думали, чем это заменить. И тут я совершенно случайно наткнулась на терменвокс. Слушала записи, много гуглила, что с ним можно делать и как с ним управляться. Изучив, поняла, что это то, что нужно. У какого-то коллекционера в Перми оказался терменвокс, который он был готов прямо сразу нам отправить. Мы начали его тестить: собрали кучу цепей из гитарных примочек и вывели нужные нам звуки. Теперь без терменвокса никак.

— Что такое терменвокс простыми словами?

А: Если очень простыми словами, то это то же самое, что и синтезатор. Грубо говоря, это электронная плата, которая создает электромагнитное поле вокруг себя. Руками ты меняешь емкость поля, и у тебя появляются звуки.

— С терменвоксом разобрались. Почему группа называется Tyagotenie?

С: Название придумала Аня для своего графического проекта.

А: А когда зашла речь про название группы, я вспомнила, что есть такой термин в музыке. Он означает восприятие слухом диссонансных созвучий.

С: Помимо музыкального термина и закона тяготения, это слово олицетворяет собой то, о чем мы пишем. У нас на последнем альбоме есть песня «Закон», где использован текст закона всемирного тяготения. Это была идея Ани. Я сначала отнесся скептически, а потом понял, что это просто офигительно.

Мы пишем про глубинные взаимодействия человека с самим собой, про борьбу с внутренними демонами. И тут мы читаем закон тяготения и понимаем, что он метафорически как раз про это.

— Альбом «Жар», на мой взгляд, получился мрачнее предыдущего. Что за демоны вам не дают покоя?

С: Это демоны, которые не только нам, но и всем не дают покоя.

Наши страхи, переживания мы называем демонами. Это все метафора, конечно. Но через эту метафору мы можем проследить действительные вещи, связанные с природой.

А: Физика на самом деле уже все давно объяснила...

С: Аня — рациональное звено. Я — эмоциональное (смеется).

А: Каждый подразумевает под демонами что-то свое. Так и с песнями: слушатели по-разному интерпретируют нашу музыку. Это так круто.

— Как бы вы сами ее описали? Ваши ощущения?

С: Для меня каждая репетиция, каждый концерт — это постоянный «нырок», погружение внутрь себя. Первый альбом практически целиком родился из демок, которые я писал и наполнял плейбеками четыре года. С помощью них я хотел показать глубину, когда ты погружаешься внутрь себя и можешь встретить огромное количество страхов. А потом у нас появился терменвокс.

А: У меня абсолютно другое [ощущение]. Из-за того, что у меня опыт выступлений не такой большой, как у Саши, я не всегда могу расслабиться на концерте. Для меня каждое выступление это такое усилие, внутренняя борьба. Если вернуться к демонам, то это про них. Я погружаюсь в происходящее с более рациональной стороны. Когда я вижу, что люди на концерте улавливают музыку, понимаю, что делаю все правильно.

— Как ты справляешься с волнением?

А: Я не справляюсь с ним (смеется).

— А как же истории про алкоголь в гримерке?

А: Наоборот (смеется).

Мне наш басист как-то говорит: «Аня, давай коньячку». Тогда уж лучше совсем нахлобучиться, но я так никогда не делала. Однажды мы выступали в первом часу ночи. Так я с 18 вечера до полночи ходила и настраивалась. Зарядку сделала, хотя я практически не двигаюсь.

С: Аня просто использует волнение в своих целях. Это опять же история про демонов, когда ты используешь их себе во благо.

А: Меня хлебом не корми, только дай демонов использовать во благо (смеется).

— Мне очень понравилась песня «Вера» с последнего альбома. В ней есть надежда. Есть ли у нее история?

А: Да, есть история, очень тяжелая. Песня посвящена нашей дочке, но сейчас ее с нами нет. Говорить про это сложно, но не настолько, чтобы этим не поделиться.

С: Из других песен выделить что-то сложно. Они для нас все одинаковые...

А: Нет! Ничего подобного!

С: Если выделять те, от которых «прет», то это «Опора» и «Вера». Ну и «Жар» само собой.

А: Для меня это «Вера» и «Посмертие». Расскажу про последнюю. В конце песни начинается лють, и мне хочется пуститься в пляс, но я не могу, потому что стою за терменвоксом (смеется).

С: Аня жалуется, что я попадаю в нее гитарой на концерте.

А: Это постоянно происходит. Саша любит танцевать, а я стою на месте. Приходится уворачиваться.

— У вас крутая визуальная составляющая: клипы, обложки. Кто автор обложки «Жар»?

С: Аня (смеется).

— Аня, так ты фронтвуман!

С: Полностью согласен.

А: Неправда! (смеется). Что касается обложки, так это важная и кропотливая история. Когда я ее рисовала, все перетекло в 3D. Я сейчас занимаюсь моделированием. Было много вариантов. Рада, что пришли к тому, что имеем.

— Скоро начнется новый учебный год. Уходите в отпуск?

С: Наоборот. Мы в июле съездили в небольшой отпуск. Сейчас ворвались в работу. У нас на этой неделе будут репетиции, продолжим новые треки сочинять.

А: Начинается жар.

Новости и материалы
Российские войска ударом по аэродрому уничтожили украинский самолет
Главный онколог России рассказал об успехах отечественной медицины
Банки Турции перестали обслуживать карты Газпромбанка системы UnionPay
Правительство РФ утвердило план по повышению качества математического образования
Мировые цены на кофе обновили максимум за 13 лет
Уехавший из России комик Чапарян назвал цену, за которую готов вернуться в Москву
Спасатели ампутировали ногу туристу, застрявшему в расщелине на 20 часов
В Италии объяснили, почему запрет Рима на удары по РФ ничего не значит
Британские журналисты подсчитали, за сколько «Орешник» долетит до Европы
В России ввели временный запрет на вывоз отходов и лома драгоценных металлов
В Азии рассказали о смещении центра глобальной и политической гравитации
Иностранца с мефедроном на 20 млн рублей задержали в Амурской области
Поставки из России в Европу достигли максимума за полгода
В Госдуме напомнили Западу, что Россия способна себя защитить
На Украине заявили, что США стали «полезными» лишь к концу срока Байдена
В России к Новому году заготовили елок почти на 15 млрд рублей
Президент РФС пригласит главу УЕФА на матч сборной России
В Киеве за ночь взорвались два трансформатора
Все новости