Второй год Первой мировой войны. Ученая Лили Хоутон (Эмили Блант), которую не признает лондонское научное сообщество, берет в охапку младшего брата Макгрегора (комик Джек Уайтхолл) и отправляется в джунгли Амазонки, чтобы отыскать магическое Древо жизни, — по убеждению девушки, оно может совершить медицинскую революцию, а также избавить человечество от многих болезней. Для сплавления по реке герои нанимают капитана экскурсионного судна Фрэнка «Шкипера» (Дуэйн Джонсон) — пройдоху и шарлатана, разводящего туристов дешевыми спецэффектами, однако знающего Амазонку вдоль и поперек. В опасном приключении с троицей соперничает экспедиция немецкого принца Йоакима (Джесси Племонс), который мечтает о победе в войне и последующем мировом господстве, а также про́клятые конкистадоры, запертые здесь почти 400 лет назад.
Кадр из фильма «Круиз по джунглям» (2021)
Disney«Круиз по джунглям» — очередная экранизация «диснейлендовского» аттракциона (созданного, в свою очередь, под впечатлением от «Африканской королевы» с Хамфри Богартом и Кэтрин Хепберн): раз в несколько лет корпорация пытается провернуть трюк, когда-то сработавший с «Пиратами Карибского моря», теперь достается Амазонке начала XX века. Картина выходит, кажется, как нельзя кстати для компании: после простоя тематических парков, закрытых в том году из-за пандемии, не помешает лишний раз напомнить про волшебное место, где можно оставить все свои деньги.
Выбор материала, впрочем, несколько спорный: Disney буквально лишь в этом году начала избавлять оригинальный аттракцион от колониальных и расистских элементов. Проблема же фильма в том, что он возвращает на экраны слегка подзабытую приключенческую романтику, воспитанную литературой XIX века, в которую колониализм и расизм вплетены на молекулярном уровне. В компании, судя по всему, осознают проблему, но не до конца: аттракционовский торговец Сэм здесь, например, стал торговкой Сэм — главой племени, живущего в кроне гигантского древа, раскинувшегося над рекой. И пускай его представители не изображены стереотипными кровожадными людоедами, они все-таки остаются стереотипными обаятельными несмышленышами, которых просвященный белый человек обучает игре в гольф (а в сюжете выполняют, разумеется, функцию пушечного мяса). Местный злодей также не сумел избежать этой участи: Джесси Племонс довольно стыдно изображает карикатурного немецкого вояку, то и дело норовящего затянуть какую-нибудь военную песенку (нацисты из первого «Индианы Джонса» теперь воспринимаются менее комично).
Кадр из фильма «Круиз по джунглям» (2021)
DisneyВ той же слегка ленивой манере картина пытается плыть по феминистскому течению и выводит на первый план героиню Эмили Блант, наделяя ее чертами, характерными для мужских персонажей в жанре (получается некоторая смесь Рэйчел Вайс и Брендана Фрейзера из «Мумии»). Однако в результате весь эмпауэрмент ограничивается регулярными напоминаниями, что Лили носит штаны вместо платья. А ближе к финалу торжественно рушится под натиском совершенно ненужной романтической линии (благодаря полному отсутствию таковой, скажем, сильно выигрывала недавняя «Круэлла»). В этом свете уже совсем неудивительно выглядит традиционный «диснеевский» квирбейтинг: манерный модник-брат в исполнении Уайтхолла, конечно, оказывается геем, однако эта тема исчерпывается одним-единственным диалогом с неловкими эвфемизмами и парой крайне сомнительных шуток (от последних создается ощущение, будто сценарную комнату ненадолго захватили резиденты Comedy Club).
Вообще — лень словно стала определяющим фактором при производстве «Круиза по джунглям». Про́клятые конкистадоры функционируют по схеме, полностью заимствованной из тех же «Пиратов Карибского моря»; посади их на корабль — станут обитателями «Летучего голландца». Дважды звучит инструментальный кавер на «Nothing Else Matters» (мы-то думали, что Disney достигли апогея в «Черной вдове», где на титрах ставили погребальную перепевку «Smells Like Teen Spirit», но нет). И это наносит свой отпечаток: из ленты постепенно исчезает романтический азарт и возбуждение от соприкосновения с неизведанным, поскольку на самом деле ничего неизведанного тут нет; это даже не «Копи царя Соломона», а копии. Так что скучающим по колониальной романтике, пожалуй, лучше вернуться к старым хитам — проблемным, однако честно справляющимся со своими обязанностями.