«Каждая придуманная мной альтернатива — это, я надеюсь, то, что хотел бы сделать Ридли Скотт, но в более простом формате», — говорит Пит, сотрудник автобусного парка в британском городке Уимборн (графство Дорсет) в трех часах езды от Лондона. Вместе с коллегами они делают любительскую постановку по мотивам «Чужого» 1979 года. Пит отвечает за спецэффекты и реквизит. Он сам собирает костюм безжалостного ксеноморфа, подсматривая в гайды косплееров на YouTube. Он же придумывает, как воссоздать сцену с появлением грудолома. Будет задействовано много лесок. Понадобится много удачи.
Вообще дорсетские автобусники каждое Рождество устраивают веселые капустники. Как правило, это безобидные пантомимы (в Англии так называют представления по известным сказкам — с песнями, плясками и активной вовлеченностью аудитории). Классика научно-фантастического хоррора в их репертуаре впервые. Дело серьезное, на подготовку уходит целый год. Но — громкой премьеры с восторгами не получается. Зрителей набирается всего человек 20.
Кадр из документального фильма «Чужой» на сцене»
Beat Film FestivalОднако в зале оказываются Даниэль Каммер и Люси Харви, две деятельные подруги из Лондона. Они случайно узнали про это шоу, в последний момент решили пойти, проехали несколько часов на машине, успели к открытию занавеса — и чуть не умерли от восторга. После чего организовали показы «Чужого» на сцене» в столичном театре на Лестер-сквер — то есть, в самом Вест-Энде. И решили снять про это кино.
Режиссерок Каммер и Харви, конечно, сложно назвать документалистками — хотя бы потому, что они были непосредственными участницами процесса и игнорировали принцип невмешательства. Но, давайте уж честно, кого это вообще волнует: по правилам все сделано или нет, в конце концов «Чужой» на сцене» — невероятно трогательное и увлекательное кино, в которое сложно не влюбиться.
Кадр из документального фильма «Чужой» на сцене»
Beat Film FestivalК тому же дорсетские театралы на собственном примере показывают, как хорошо бывает при стертых границах. Ты будешь переживать, нервно курить за 15 минут до третьего звонка, а потом выйдешь на сцену, настоящую, впервые в жизни, а люди в зрительном зале тебя поддержат. Потом вы вместе переместитесь в бар — и будете праздновать.
Не обязательно любить «Чужого», чтобы полюбить этот фильм (он даже не всем актерам спектакля нравится). Его, по большому счету, и смотреть не обязательно (хотя так, конечно, будет чуть сложнее понимать дурашливые отсылки Каммер и Харви). Потому что в результате не столь важно, что именно ставят британские пролетарии. Это мог быть не «Чужой», а «Убить Билла» или «Криминальное чтиво» — в общем, были варианты. Важно, какую колоссальную сплоченность и немыслимый уровень креативной изобретательности они проявляют в процессе. И как смиряются с тем, что они думали, что занимаются трагедией — а она оказывается комедией.