Брежневская эпоха
Десятилетие брежневского застоя не приносило отечественному зрителю много ярких сюрпризов в новогодние праздники. В эфире доминировала советская классика: «Война и мир», «Девчата», «Король-олень», «Берегись автомобиля», «Карнавальная ночь», «Полосатый рейс», «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Белое солнце пустыни».
Ситуация с зарубежными новогодними телепремьерами обстояла неважно. До 1974 года на экранах появились лишь повтор польского телефильма «Четыре танкиста и собака» и венгерского «Капитана Тенкеша». За долгое отсутствие западных картин зритель был вознагражден несколькими эпизодами американского сериала «Лэсси». Следующим в СССР пришел английский телефильм «Дэвид Копперфильд», который показали в январе 1978 года. А в 1979 году центральное телевидение неожиданно пустило в эфир австралийский сериал о кенгуренке «Скиппи».
За исключением трех этих проектов, иностранный новогодний репертуар СССР составляли в основном уже хорошо известные картины из стран Восточной Европы. Отдельным номером новогодней программы были фильмы и программы из Кубы, где 1 января празднуется День национального освобождения.
Среди отечественных премьер тех лет, которые до сих пор попадают в ротацию телеканалов, можно назвать картины «Про Красную шапочку» , «Соломенная шляпка», «Приключения Буратино», «12 стульев», «Собака на сене», «Здравствуйте, я ваша тетя», «Обыкновенное чудо».
Перестройка
Последнее десятилетие советской власти поделилось на закат периода застоя и эпоху перестройки. Самыми яркими отечественными премьерами в Новый год стали «Тот самый Мюнхгаузен», «О бедном гусаре замолвите слово», «Чародеи», «Мэри Поппинс, до свидания», «Гардемарины, вперед!» и «Гостья из будущего».
Среди ретроспектив по количеству повторов за последние 20 лет существования СССР лидировала, что не удивительно, «Ирония судьбы, или С легким паром!» Однако с момента своего появления до распада СССР ее показали всего пять раз, что говорило о желании разноообразить новогоднюю сетку вещания. Ближе всего к хиту Эльдара Рязанова оказалось «Обыкновенное чудо», которое показали четырежды. По три раза в новогоднем эфире появлялись «Чародеи» и «Про красную шапочку». И всего по два раза можно было увидеть «Приключения электроника», «О бедном гусаре замолвите слово», «Мэри Поппинс, до свиданья!», «Идеальный муж», «Ассоль», «И снова Анискин» и «Здравствуйте, я ваша тетя».
Самой необычной и «артхаусной» в истории советского телевидения стала новогодняя неделя 1990 года. За несколько дней зрителям показали «Жертвоприношение» Тарковского, первый официальный советский хоррор «Господин оформитель» и драму Сергея Соловьева «Чужая, Белая и Рябой». Достичь такой планки постсоветскому телевидению так и не удалось.
Перестроечные годы отметились появлением голливудских блокбастеров на экране. Их показали очень мало, но в конце 80-х зрители, например, смогли увидеть «Хищника» с Арнольдом Шверценеггером и чуть не посмотрели четвертый эпизод «Звездных войн», который в последний момент был снят с эфира. Причина оказалась банальной — американские хиты показывали без покупки соответствующей лицензии, и в какой-то момент боссы Голливуда об этом прознали.
Бурные 90-е
С развалом Советского Союза телевидение не сразу перестроилось. На новогодние праздники продолжали транслировать документальные фильмы и обучающие передачи. Эту картину разбавляли «Зигзаг удачи», «Мэри Поппинс, до свиданья!», «Д'Артаньян и три мушкетера» и другие советские хиты. Легендарная «Ирония судьбы» появилась на постсоветских экранах 31 декабря 1992 года и снова вернулась в декабре 1998 года, после чего исчезла на семь лет.
Из зарубежных фильмов на российских экранах в первой половине 1990-х можно выделить попытку забросить отечественному зрителю классику американского новогоднего кино «Эта прекрасная жизнь», фильмы «Моя прекрасная леди» и «Кабаре».
Стоимость лицензии на них значительно упала из-за давности выхода в кинотеатрах. Также заслуживает внимания день 2 января 1992 года, когда в эфир вышел первый эпизод сериала «Санта-Барбара».
Тем не менее российское телевидение начала 90-х сложно было назвать ориентированным на развлекательный контент. В этом смысле ярким примером служит то, что 2 января 1992 года важное место в прайм-тайм заняла передача «Встреча с Солженицыным».
Вторая половина 90-х оказалась более разнообразной, а телеканалы стали чаще покупать зарубежное кино. Для любителей ретро в это время пришелся бум комедий о жандармах с Луи де Фюнесом. Что касается голливудских новинок, то в новогодние праздники в те годы появились «Кто подставил кролика Роджера?», «Освободите Вилли», «Птичка на проводе», «Крокодил Данди» и обладатель «Золотой пальмовой ветви» детектив братьев Коэнов «Бартон Финк».
В 1999 году ОРТ и РТР решили раздвинуть границы дозволенного — в ночном посленовогоднем эфире появились эротические фильмы «Не называй меня малышкой» и «Шоу-герлз». За ними последовали «Девять с половиной недель» и «Другие девять с половиной недель».
В этом же году зрителям представили фильмы «Скала», «Судья Дредд» и хиты 80-х — «Красотка», «Дорогая, я уменьшил детей» и «Инопланетянин».
Как итог, количество советских фильмов в этот момент стало минимальным. Из премьер выделяется только первый отечественный ситком «Клубничка», который в январе 1997 года запустил телеканал «Россия».
Десятилетие Голливуда
Зритель стал привыкать к западным фильмам в новогодней сетке передач. И у каналов наметилась тенденция к формированию праздничной программы. Среди иностранных хитов, показанных в этот период, фильмы «Матрица», «Властелин колец», «Красота по-американски», «Терминатор», «Титаник», «Годзилла», «Без лица, «Блейд», «Глаза змеи» и «Астерикс и Обеликс против Цезаря».
Одновременно с этим постепенно начали возвращаться старые советские фильмы. В 2003 году на в сетке вещания появились «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Огонь, вода и... медные трубы». Вместе с ними стали чаще показывать сначала лирические комедии в духе «Берегись автомобиля» и «Любовь и голуби». Затем увеличилось число комедий Леонида Гайдая. А в 2005 году случилось триумфальное возвращение «Иронии судьбы», которая с тех пор не покидала новогодних экранов.
Новые стандарты
Перелом в сетке телеканалов наметился в начале ушедшего десятилетия. В качестве отправной точки можно условно взять 2010 год, когда состоялась телепремьера сиквела «Иронии судьбы». После этого начался период показа ремейков советских комедий, который достаточно быстро закончился.
Среди громких зарубежных премьер в эфире российского телевидения в этот период всего несколько фильмов: «Троя», «Код да Винчи», «Трон. Наследие», «Аватар» и «Пираты Карибского моря».
В это же десятилетие отечественное телевидение уловило общие настроения киноиндустрии на Западе, стало меньше покупать полный метр и сосредоточилось на сериалах. Большим западным новогодним хитом для телезрителей стал сериал «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем, купленный Первым каналом. Он был очень тепло принят не только в столице, но и в регионах.
В нынешние праздники Первый также решил представить британский сериал, вышедший на родине не так давно — весной 2020 года. Речь идет о трехсерийной картине Стивена Фрирза «Викторина», которая рассказывает о реальном громком случае мошенничества на передаче «Кто хочет стать миллионером?»
В последние годы хорошо заметна тенденция отказа от громких кинопремьер, и тут сыграли роль усиливающие свои позиции стриминг-платформы, которые предлагают подписчикам новинки проката с небольшой задержкой. То же можно сказать и о сериалах, составляющих львиную долю репертуара онлайн-кинотеатров. Как следствие, федеральные каналы стали делать ставку на праздничные концерты и их повторы, а также финалы сезонов собственных развлекательных шоу, таких как «Голос» и «Танцы на льду».