Обе полнометражные работы ирландца Томма Мура, «Тайна Келлс» и «Песнь моря», номинировались на «Оскар», и обе проигрывали проектам Disney: сначала «пиксаровскому» «Вверх» (в целом справедливо), затем — «Городу героев» (в целом возмутительно). «Легенде о волках», вероятно, предстоит та же обидная процедура, поскольку впереди опять маячит Pixar со своей «Душой», с ней будет тяжеловато тягаться. Впрочем, до апрельской церемонии еще нужно, что называется, дожить, так что пока будем опираться на собственные впечатления. Они такие: на сегодняшний день это лучший мультфильм 2020 года.
Вокруг «Легенды» сложилась несколько парадоксальная ситуация. С одной стороны, даже не превзойти, а просто повторить успех «Песни моря» — задача почти неосуществимая. С другой, как будто бы никто и не сомневался, что Мур и его соратник по студии Cartoon Saloon Росс Стюарт (здесь он впервые официально занимает половину режиссерского кресла) с ней справятся.
«Легенда о волках» («Wolfwalkers»), Томм Мур и Росс Стюарт
Apple TV+Справились — и довольно изящно. В «Песне» их уникальный визуальный язык с необычной, нарочито двухмерной рисовкой и странными перспективами кадра, был доведен до совершенства. «Легенда» не пытается отшлифовать отшлифованное, а лишь опирается на него — и делает шаг в сторону: плоское изображение города, вдохновленное кельтской живописью (так выглядели первые два фильма Мура), соседствует с нежной «европейской» скетчевостью лесов, напоминающей о пастелях «101 далматинца». Вообще в каждом кадре присутствует редкая для современной анимации изобретательность: ленту будет нередко тянуть поставить на паузу, чтобы поразглядывать экран.
Содержательно «Легенда о волках» тоже отличается от предшественников — это отчетливо профеминистское кино. В «Тайне Келлс» на первом плане находился мальчик, в «Песне моря» фигурировали брат и сестра, здесь все крутится вокруг двух девочек, не вписывающихся в стереотипные гендерные роли: это томбой-охотница Робин Гудфеллоу (окей, отсылка к Шекспиру) и хищная дикарка Меб. Себя очень легко соотносить с этими героинями: история не строится на формуле с Избранным (Избранной), и для того, чтобы оказаться на их месте, не требуется особой судьбы.
Кадр из мультфильма «Легенда о волках»
Apple TV+При всех упомянутых изменениях — почерк Cartoon Saloon здесь моментально опознается. Снова изумительная музыка композитора Брюно Куле и группы Kíla (еще звучит волшебный трек норвежки Авроры, специально перезаписанный для фильма). Снова параллели с работами Хаяо Миядзаки: «Легенда о волках» — с ее рассуждениями о вреде человеческого невежества и враждебном неприятии иного — сильно напоминает «Принцессу Мононоке», как «Песнь моря» напоминала «Унесенных призраками».
Акценты, впрочем, расставлены несколько иначе: картина не так погружена в идеи энвайронментализма, как творчество японского сказочника, и рассуждает в первую очередь о социально-политическом — в постколониальном разрезе. В зловещей фигуре Лорда Протектора узнается англичанин Оливер Кромвель, чья армия в середине XVII века оккупировала Ирландию. Именно от него тут все беды: страдают не только волки, которых он намерен истребить, но и люди, которыми он намерен помыкать (во имя Господа, естественно).
Кадр из мультфильма «Легенда о волках»
Apple TV+В «Легенде о волках» Мур и Стюарт (здесь еще стоит упомянуть сценариста Уилла Коллинса, работавшего и над «Песнью моря») сплетают историю женского эмпауэрмента с романом воспитания, где ребенок, отвергающий чрезмерную опеку родителя, сам наступает на те же грабли, — нетривиальный поворот в семейном мультфильме. И на этой симбиотической дуальности строится все в ленте: два стиля рисовки, две разные девочки из разных стран, природное и рукотворное, реальное и магическое. В биполярном мире бывает неплохо напоминать себе, что крайности — лишь концы огромного спектра невероятной красоты. За красоту в этом мире отвечает «Легенда о волках».