Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Я из страшной русской сказки: «Территория» — фолк-хоррор в лесах Урала

Рецензия на сериал «Территория» — фолк-хоррор с Андреем Мерзликиным

Вечером 12 октября начинается показ российского фолк-хоррор-сериала «Территория». Обычная версия шоу будет выходить на канале ТНТ, а без цензуры — на платформе Premier. По сюжету в уральские леса приезжают патологоанатом Николай и его племянник Егор. Они ищут родителей юноши, которые отправились сюда в экспедицию и перестали выходить на связь. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков посмотрел два эпизода «Территории» — и пока что видит в ней лучший хоррор на отечественном фольклорном материале, какой только можно вообразить.

Одним из лучших российских сериалов прошлого года было «Мертвое озеро» Романа Прыгунова — мистический детектив про убийство в заснеженном городке, где Евгений Цыганов опять изображал угрюмого сыщика с суицидальными наклонностями. Ценность шоу заключалась не столько в увлекательности самой истории, сколько в успешном переложении традиции скандинавского нуара на нашу почву. Холод внутри и снаружи героев отлично прижился на той части РФ, что располагается за полярным кругом (мы даже предложили впредь использовать слово «нордический» вместо «скандинавского»). А от налета искусственности адаптацию избавляли локальные приметы — в частности, напряженные отношения жителей Чангадана с коренным населением.

Теперь ТНТ повторяет эксперимент уже с другим жанром — фолк-хоррором, во второй половине 2010-х испытавшим небольшой ривайвл. Сейчас его главные апологеты на Западе — Ари Астер, режиссер «Солнцестояния», и Роберт Эггерс, автор «Ведьмы» и «Маяка». В той же парадигме — «Апостол» Гарета Эванса, «Гретель и Гензель» Оза Перкинса, а также свежий сериал Денниса Келли «Третий день» с Джудом Лоу и Наоми Харрис. Теперь в этот список неожиданно добавляется «Территория», написанная Анастасией Самойловой — сценаристкой довольно чудовищной «Секты».

В живописные декорации уральских лесов приезжают двое: патологоанатом Николай (Андрей Мерзликин) и его 19-летний племянник Егор (Глеб Калюжный). Они ищут родителей юноши, которые отправились сюда в этнографическую экспедицию, а затем перестали выходить на связь, — вестей нет уже пятый день. По ходу дела к квесту присоединяется пара студенток пермского филфака — Надя (Ася Чистякова) и Таня (Ксения Отинова). Всем вместе им предстоит столкнуться с бестиарием из коми-пермяцкой мифологии, колдунами и старообрядцами.

Предупредим сразу: «Территорию» не следует воспринимать в хоть сколько-нибудь документальном ключе, многие вещи здесь искажены в угоду зрелищности и эффектности. И это работает: сериал сразу же затягивает жуткой атмосферностью, при том что он никуда особенно не торопится, а впервые разгоняется лишь на излете первой серии. К «Территории» спокойно можно придраться, например, по поводу быта и обычаев старообрядческих общин (как правило, их дома совсем не ветхие и грязные, а главы поселений вряд ли могут практиковать колдовство). Только делать этого совершенно не хочется: сериал слишком хорош, чтобы выискивать в нем изъяны, а сами по себе эти допущения не бросаются в глаза.

Дело в том, что обширный и разнообразный фольклор народов, проживающих в России, — невероятно перспективный материал, который преступно долго ждал своего часа на экране. Эстетика страшной сказки — то, за что стоит любить группу «Король и шут», и то, что помогло группе Ic3peak написать главный русскоязычный альбом 2018 года. Это то, почему невозможно не любить «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя, даже если остальное творчество писателя вам чуждо, и то, почему «Ведьмак» Анджея Сапковского обрел здесь бешеную популярность — в первую очередь его игровые адаптации («Территория», кстати, местами напоминает хтонический ужас сюжетной линии из третьей игры — про ведьм с Кривоуховых топей).

До настоящего времени в подобном ключе работал единственный в стране хоррормейкер Святослав Подгаевский («Русалка. Озеро мертвых», «Яга. Кошмар темного леса»), плюс имелся вполне удачный опыт с трилогией «Гоголь» (а о трудах Олега Степченко давайте, пожалуйста, никогда не вспоминать). И к тому, и к другому имелись небольшие вопросы, на что-то приходилось закрывать глаза. «Территория» же кажется пределом мечтаний — честно говоря, тянет выдохнуть и доверчиво окунуться в нее с головой, расхваливая направо и налево. Но память о недавней «Игре на выживание», которая тоже завлекала природными красотами, а в итоге не оправдала никаких надежд, вынуждает задержать дыхание подольше. Всего будет семь эпизодов — дай бог, не задохнемся.

Новости и материалы
Хинштейн рассказал, сколько дней военные ползли по газопроводу под Суджей
В МИД РФ рассказали о роли ОБСЕ в урегулировании украинского вопроса
Лавров оценил намерения Запада отправить миротворцев на Украину
Генсек ОБСЕ ушел от ответа на вопрос об атаке украинских БПЛА на РФ
Появилось новое видео пробитых осколками автомобилей на парковке «Мираторга»
«Спартак» интересуется игроком ЦСКА
В московской парке неадекватная женщина загасила сигарету о лицо чужого ребенка
Курс доллара опустился ниже 86 рублей
Боевики в Пакистане захватили поезд с пассажирами
Австралийца лишили прав на 92 года и поймали за рулем
В ООН прокомментировали массированную атаку украинских дронов на Москву
Стало известно, когда «АвтоВАЗ» выпустит новый семиместный минивэн
Названа одна из целей беспилотника, сбитого в подмосковном Серпухове
Министр обороны Франции отказался демилитаризировать Украину
Стали известны обедневшие после инаугурации Трампа миллиардеры
В Чили спустя 130 лет обнаружили исчезнувший вид лягушки
Лавров заявил о готовности России обсуждать Украину в контактах с США и другими странами
Группировка ВСУ в Судже потеряла связь с командованием
Все новости