Американская киноакадемия опубликовала на своем сайте новые стандарты, которым должны будут следовать представители индустрии для попадания в номинацию «Лучший фильм» на «Оскаре». Нововведения не коснутся премии 2021 года, а в полной мере вступят в силу лишь в 2024-м. При этом в 2022-2023 гг. стандарты начнут действовать, но как бы в тестовом формате — кинематографисты, претендующие на «Оскар», будут обязаны предоставлять специальную форму о соблюдении критериев, однако соответствие «пороговым» показателям не будет полноценно учитываться вплоть до 2024-го. Речь на данный момент идет исключительно о категории «Лучший фильм» «Оскара».
Введение новых правил связано со степенью представленности расовых, этнических и сексуальных меньшинств, а также женщин в киноиндустрии
Стандарты, которые ввела Академия, были разделены на четыре класса: «А» — касающийся экранной репрезентации, тем и сюжетов, «Б» — касающийся творческого лидерства и команды, «C» — касающийся доступа к индустрии и возможностям и «D» — касающийся развития аудитории. Претендентам нужно будет пройти проверку по хотя бы двум из них.
Для достижения требуемых стандартов класса «А» выдвигаемый на соискание награды проект должен соответствовать минимум одному из следующих критериев: 1). Хотя бы один из исполнителей главных ролей или значимых ролей второго плана должен быть из малопредставленной расовой или этнической группы; 2). По крайней мере 30% всех актеров второго плана и исполнителей эпизодических ролей должны быть представителями как минимум двух следующих малопредставленных групп — женщины, расовые или этнические меньшинства, ЛГБТК+, люди с когнитивными или физическими слабостями; 3). Основная сюжетная линия должна быть посвящена одной из вышеперечисленных групп.
Для соответствия стандарту класса «Б» фильм должен следовать одному из следующих указаний: 1). Как минимум двое членов съемочной группы, занимающие ответственные места в творческом департаменте, должны быть из малопредставленных групп, и как минимум одну из этих позиций должен занимать представитель малопредставленной расовой или этнической группы; 2). Как минимум шесть других участников съемочной группы должны быть из малопредставленной расовой или этнической группы; 3). В общей сумме не меньше 30% съемочной группы должны быть из малопредставленных меньшинств.
В соответствии со стандартом класса «C» дистрибьюторы или спонсоры фильма должны оплачивать интернатуру или стажировку сотрудникам из малопредставленных меньшинств. При этом небольшие и независимые студии обязаны иметь как минимум двух стажеров или интернов из малопредставленных меньшинств — по крайней мере один из них должен быть из малопредставленной расовой или этнической группы как минимум в одном из производственных департаментов. Компании также должны будут организовать для малопредставленных меньшинств курсы повышения квалификации.
Наконец, в четвертом классе стандартов Академии, касающемся развития аудитории, оговаривается необходимость для киностудий иметь несколько старших исполнительных директоров из малопредставленных меньшинств в отделах маркетинга, связей с общественностью и/или дистрибьюции.
Российский актер и продюсер Сергей Жигунов, комментируя нововведения Американской киноакадемии в разговоре с «Газетой.Ru», выразил уверенность, что эти события — «не наше дело».
«[Нам не стоит] рассматривать [это] с точки зрения «правильно или неправильно». Люди живут в другой стране, абсолютно в другом мире, в другом пространстве. Говорить, что они живут «не так» — странно, невежливо и неправильно», — сказал он.
Актер признался, что ему «нет никакого дела до Американской киноакадемии». Он также отметил, что — несмотря на лидирующие позиции — американская кинематография движется «по какому-то странному пути».
«Она ушла в сторону такой коммерциализации, что это уже носит формы антихудожественные, я бы сказал. То, во что превратилось американское кино (в целом, но в ряде случаев, есть выдающиеся картины), вызывает у меня очень тяжелое ощущение», — заявил Жигунов.
Он добавил, что американское общество «видимо, сильно раньше встало на путь демократии и всего остального», из-за чего мы можем не понимать их решений.
«Это их дело. Пусть что угодно они делают. Пусть они сделают «черный» «Оскар», «белый» «Оскар», «желтый» «Оскар», не знаю, «голубой». Да как хотят — это их кино, и они имеют полное право с этим делать все что угодно», — заключил заслуженный артист России.