В ходе одного из последних заседаний Пресненского суда Москвы по делу о смертельной аварии Михаил Ефремов заявил, что отказывается от услуг своего адвоката Эльмана Пашаева и его помощницы Елизаветы Шаргородской из-за того, что люди воспринимают их тактику несерьезно.
«Пусть они останутся в качестве консультантов, а мою защиту осуществляет кто-то другой. Все показания свидетелей со стороны обвинения принимаются и не обхихикиваются. Все показания свидетелей с моей стороны не принимаются и обхихикиваются», — цитирует артиста ТАСС.
Уже 24 августа Пашаев сообщил «Газете.Ru», что артист подписал с ним соглашение на продолжение совместной работы. По мнению адвоката потерпевших Анны Бутыриной, отказ Ефремова от услуг юриста мог быть постановкой для получения дополнительного времени на поиск свидетелей.
«Я допускаю, что все это очередное цирковое выступление было направлено на то, чтобы затянуть процесс, так как они не смогли обеспечить явку в суд второго свидетеля», — отметила Бутырина в беседе с «Газетой.Ru».
Позднее Пашаев рассказал журналистам, что все адвокаты, с которыми жена Ефремова Софья Кругликова общалась после 21 августа, советовали актеру признать свою вину в смерти водителя грузовика Сергея Захарова. Уже на заседании 31 августа Ефремов отказался от нового защитника, чьи услуги ему предложила судья Елена Абрамова.
«В связи с тем, что у меня имеются двое адвокатов по соглашению, я хочу отказаться от еще одного защитника, которого мне назначили», — заявил Ефремов.
В ходе слушания адвокаты артиста попросили отправить его к психиатрам для восстановления памяти. По словам Пашаева, вечером в день ДТП Ефремов находился под воздействием алкоголя, кокаина и сильного снотворного. Однако суд посчитал, что оснований для психологической помощи нет, и отказал в удовлетворении ходатайства.
«Такой процедуры, как направление на лечение для восстановления памяти уголовно-процессуальным законом, не предусмотрено», — заявила Абрамова.
Также Ефремов потребовал у суда позволить ему осуществить «последнее желание перед казнью» — сделать экспертизу биологического материала с лобового стекла его автомобиля.
«В старину последнее желание приговоренного к казни выполняли. Меня к казни проговорили еще 9 июня. Когда защитники потерпевших стали ходить по федеральным каналам и говорить о моей вине. Я вас прошу выполнить мое последнее желание. Я пьяным никогда не садился за руль, и экспертиза должна помочь узнать правду», — подчеркнул артист.
Адвокаты Пашаев и Шаргородская согласились, что эта экспертиза существенно поможет суду.
«Если она покажет, что он был за рулем, он даже готов признать вину», — сказал Пашаев.
Это ходатайство судья также отклонила, объяснив свое решение тем, что за почти три месяца биологические материалы на стекле могли не сохраниться.
Напомним, что 21 августа в защиту Ефремова выступил слепой на один глаз свидетель Александр Кобец, который пил пиво с другом во дворе неподалеку, а затем решил прогуляться. Мужчина «на расстоянии вытянутой руки» видел, что за рулем автомобиля сидел темноволосый мужчина, а Ефремов находился на пассажирском сиденье. Друг свидетеля Андрей Гаев, который отдыхал в центре вместе с ним, пришел на заседание 31 августа. Он объяснил, что десять дней назад не смог прилететь из Анапы на суд в Москву из-за свидания с девушкой. В результате Пашаеву пришлось покупать очевидцу второй билет на следующее заседание.
«После всей этой ситуации мой друг Александр Кобец говорил мне, что дело начинает приобретать неприятный оборот и надо рассказать, как все было на самом деле», — начал Гаев.
На суде очевидец рассказывал то же, что и его друг — по его словам, за рулем джипа точно был не Ефремов.
«Я стоял напротив места аварии, мне было видно наискосок водительскую сторону этого джипа. Я заметил, как с пассажирского сиденья выходит человек с растрепанными волосами и трет шею. Мне показалось, что это какой-то актер. Лишь потом я понял, что это Ефремов», — сказал свидетель.
Также мужчина сообщил, что вместе с Кобцом воевал на Донбассе, и опроверг его заявление о слепоте. Позднее в суде выяснилось, что Гаева осуждали на три года за избиение жены, а также лишали водительских прав после аварии с участием пассажирского автобуса.
За десять дней паузы между слушаниями адвокаты Ефремова нашли еще одного свидетеля — Тевана Бадасяна. Он также заявил, что актер находился в автомобиле не один, и объяснил свое долгое молчание недоверием следствию.
«Я видел, как в машину Jeep Cherokee с номером 808 сел высокий человек в бейсболке. Рост его был около двух метров. Я запомнил номер машины, так как это номер красивый, редкий. Потом я понял из СМИ, что этот автомобиль попал в ДТП, об этом раструбили в СМИ. И я понял, что стал очевидцем автоаварии», — поделился Бадасян.
Свидетель уточнил, что человек за рулем точно не был похож на Ефремова. По его словам, мужчина сел в машину после покупки сигарет в Плотниковом переулке. Название и точный адрес магазина Бадасян не назвал и предположил, что сигареты там продавались нелегально.
После перерыва Ефремов согласился дать показания по своему делу, хотя и в очередной раз подчеркнул, что «ничего не помнит».
«Помню, что искал пиво. Не помню, откуда у меня в организме наркотики, может, это остаточные явления с других вечеринок. Мои показания не стоит брать всерьез», — сказал он.
По словам актера, он даже не смог вспомнить медицинское освидетельствование и пришел в себя уже только у следователя. Ефремов также добавил, что первоначально признал вину под давлением СМИ, а также под воздействием похмелья.
«Знаете, когда похмелье, состояние нервное такое. Потом, когда из каждого утюга тебе говорят, что ты виновен, начинаешь верить. Видео с места ДТП показали, где я говорю, что был за рулем — оно смонтировано, это говорит профессиональный звукорежиссер, моя жена. По губам можно прочитать, что я говорю обратное. Я не виноват в ДТП», — цитирует его ТАСС.
Несмотря на это, он подчеркнул, что признает свою вину «в пьянстве». «Но всю вину за Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну я на себя брать не буду, — предупредил актер. — Когда я по телевизору увидел бесплатного для потерпевших адвоката Добровинского, я понял, что здесь что-то нечисто».
Актер также опроверг слухи о возможной причастности к делу его коллег Ивана Стебунова и Сергея Гармаша. Кроме того, он прокомментировал результаты психолого-психиатрической экспертизы, в ходе которой говорил, что неоднократно и систематически употреблял наркотики.
«Тогда я ответил так, как было приятно психиатру», — пояснил Ефремов.
Вместе с тем артист признался, что перед ДТП выпил бутылку водки. «Я смутно этот день начинаю помнить, с пяти-шести часов вечера. Я в тот день выпил бутылку водки дома. Потом на такси искал пиво. Был ли я у кого-то, не помню», — заявил актер.
Когда завершился допрос Ефремова, сторона пострадавших вызвала нового свидетеля, которым стал врач Илья Бабиков, помогавший актеру выйти из автомобиля после ДТП. Свидетель смог опознать себя на видеозаписи с места аварии.
«В тот день мы прогуливались с другом по пешеходной части с внешней стороны Садового кольца, услышали хлопок, характерный для ДТП. Мы подбежали к месту аварии. Вначале подбежали к джипу. Я увидел, что друг выводит человека с водительского места. Я подхватил его, и вдвоем мы посадили водителя на клумбу. Я узнаю, это был Ефремов», — рассказал он.
Представительница защиты Ефремова Елизавета Шаргородская подчеркнула, что на видеозаписи видно, как Бабиков открывает правую пассажирскую дверь, в то время как в показаниях он сказал, что зашел с левой стороны автомобиля. Шаргородская попросила внести эту деталь в протокол.
«Обязательно. Мы все заносим в протокол, вы не представляете, насколько. Вам потом стыдно станет», — ответила ей судья Абрамова.
Следом за Бабиковым выступила еще одна свидетельница обвинения – Светлана Набокина, которая снимала на видео обстановку после столкновения автомобилей.
«Я видела, как с водительской стороны джипа выводят мужчину. В тот момент я не знала, что это Ефремов. Я только помню, что этот водитель был в пиджаке и в темных брюках или джинсах. Позже из новостей я узнала, что это актер Ефремов», — указала она.
Судья Абрамова отказалась приобщать сделанную Набокиной запись к делу, объяснив такое решение наличием достаточного числа видеозаписей в настоящий момент.
Допрос свидетелей продолжится 1 сентября.