Американский актер Аллан Рич, сыгравший сотни ролей в голливудских фильмах, умер 22 августа в Энглвуде, штат Нью-Джерси. Ранее 94-летний артист долгое время страдал прогрессирующей старческой деменцией, передает Variety. Последние пять лет своей жизни Рич провел в качестве резидента Дома актеров Лилиан Бут, управляемого Фондом актеров.
Несмотря на то, что имя Рича редко мелькало в прессе, его лицо знакомо многим. Он сыграл окружного прокурора Германа Таубера в «Серпико» Сидни Люмета, судью Джаттсона в «Амистаде» Стивена Спилберга и телевизионного руководителя Роберта Кинтнера в «Телевикторине» Роберта Редфорда. Его актерскую игру в «Телевикторине» издание The New York Times назвало «грубой и уверенной, как у настоящего руководителя». Также Рич известен благодаря ролям в фильмах «Фрэнсис», «Джек», «Человек в кресле» и сериалах «Доктор Хаус», «Кувалда», «C.S.I. Место преступления», «Новые приключения Бэтмена» и «Две девицы на мели».
Он родился 8 февраля 1926 года в Нью-Йорке под именем Бенджамин Норман Шульц, а в 1943 году дебютировал на Бродвее в постановке Милтона Берла «I'll Take the High Road» («Я буду вести себя достойно»). Тогда же Рич подружился с Берлом и продолжил работать с Эдвардом Г. Робинсоном, Клодом Рейнсом, Ральфом Беллами, Джеком Палансом, Ким Хантер и Генри Фондой. Он также появлялся в бродвейских постановках «Career Angel» («Карьерный ангел»), «Darkness at Noon» («Тьма в полдень») и The «Emperor's Clothes» («Одежда императора»).
В середине 1940-х Рич в составе Театрального комитета активистов участвовал в освобождении чернокожего из Миссисипи Уилли МакГи, который был осужден за изнасилование в 1945 году и впоследствии казнен на электрическим стуле. Из-за обвинения в приверженности к коммунизму в 1953-м имя актера попало в политический памфлет «Red Channels» («Красные каналы»), а затем и в Черный список Голливуда.
В «Красных каналах» содержался отчет о влиянии коммунистов со времен Владимира Ленина на политические, экономические и развлекательные процессы в США. Тогда же появился термин «розовые», который относился к сочувствующим коммунистам людям.
Потеряв возможность быть актером в эпоху Маккарти, Рич пошел на черную работу, чтобы содержать молодую семью. Затем он стал брокером на Уолл-Стрит, после чего резко поменял направление деятельности и открыл собственные галереи современного искусства на Манхэттене. Позднее Рич опубликовал серию литографий Сальвадора Дали, а позже написал сценарий об их влиянии на мир искусства.
К 60-м годам он смог возобновить актерскую карьеру, и после закрытия картинной галереи снялся в 120 фильмах и сериалах. Первой работой Рича после возвращения в профессию был мастер-класс театра Гарольда Клермана в начале 1960-х, а в 1966 году он появился на сцене в «Journey of the Fifth Horse» («Путешествие пятой лошади») с молодым Дастином Хоффманом. В 1973 году актер снялся в «Серпико», что положило начало его головокружительной кинокарьере.
В своей книге «A Leap From the Method» («Прыжок от метода») Рич подробно описал разработанную им актерскую технику. У него учились Шэрон Стоун, Джейми Ли Кертис, Рене Руссо, Донна Диксон, Алан Тик и Ларри Миллер. В 1994 году Рич стал соучредителем благотворительной некоммерческой организации «We Care About Kids» (Мы заботимся о детях»), которая производила и бесплатно распространяла обучающие короткометражные фильмы, направленные на борьбу с предрассудками.
Жена актера Элейн скончалась в 2015 году в возрасте 81 года. После свадьбы с Ричем в 1951-м она стала личным менеджером ряда актеров после того, как пара переехала в Лос-Анджелес в 1976 году. У супругов остались двое детей — Мэриан и Дэвид, а также внуки Джулия и Руби.